Августин Соколовски
В первое воскресенье после Пятидесятницы Православная Церковь празднует Всех Святых. В Римском католицизме, а также у некоторых протестантов, это праздник Святой Троицы, а Всех Святых всегда празднуется 1 ноября. Об этом важно знать, потому что привязка "Всех Святых" к Пятидесятнице — это одна из потрясающе важных характеристик Православия.
В Православии нет отдельного праздника Святой Троице. Однако, в некоторых поместных Православных Церквях, в Русской Церкви, и тех Церквях, которые особенно связаны с ней общностью происхождения или истории, Пятидесятница — также называется праздником Святой Троицы.
Священное Писание и Вера Церкви свидетельствуют о том, что Сын Божий, ставший человеком во Иисусе Христе, полностью, окончательно и бесповоротно, являет Бога Отца. Дух Святой таким же точно образом и в такой же окончательной и бесповоротной полноте являет Сына Божия. В этом одно из главных догматических значений Сошествия Духа Святого в Пятидесятнице.
Бога Отца не видел никто и никогда. Сын Божий воскрес из мертвых и вознесся на Небеса. Говоря простым человеческим языком "аналогового богословия", ни тот ни другой, то есть, ни Отец, ни Сын, не находятся в "открытом доступе". Дух Святой, наоборот, находится в этом открытом доступе. Более того, такой "открытый доступ" есть Он Сам! Дух Святой - всецелая раскрытость и безграничная доступность Бога вплоть до Второго Пришествия Христова здесь на земле.
Но доступность и раскрытость это часто уязвимость. Духа Святого попрать легко. Поэтому так много на протяжении христианской истории было, есть и будет, ересей, заблуждений и расколов. Евангельская истина часто искажалась либо в сторону стяжательства, либо в сторону насилия. Но наказание за такое "овладение" Духом Святым чрезвычайно велико. Иисус говорит в Евангелии, что хула на Святого Духа ни в этом, ни в будущем веке вообще не будет прощена.
Если Сын Божий всецело являет Бога Отца, а Святой Дух полностью являет Сына Божия, то кто же являет Духа Святого? Дух Святой является во святых. Силой благодати и по таинственному избранию божественного предопределения о спасении творения, святые обретают способность являть Святого Духа здесь и сейчас на земле. Они смогут, по Втором Пришествии Христовом и завершении истории, явить Духа в полноте, или, лучше, Сам Дух всецело, окончательно и бесповоротно, явит Себя во святых.
Ежедневно в течение года Церковь празднует памяти святых. Таким образом, весь год, или, как говорят богослужебные книги, "Лето Господне", то есть, дословно, "Время Бога" или "Сезон Господа", это одно непрерывное празднование Всех Святых. Это благодарение Богу за подвиги святых, за благодать Бога, которая уже явила себя в них. Это благодарность за прошлое, за путь, пройденный ими.
В свою очередь, праздник Всех Святых после Пятидесятницы — это указание на будущее. Это пророческое предвкушение того грядущего торжества, когда, по слову Павла Апостола, Бог будет всё во всем.
Время после Пятидесятницы наполняет Церковь надеждой. Ведь всматриваясь в этот бесчисленный сонм свидетелей, как называют святых новозаветные тексты, верующие во Христа Иисуса, переживая Последние Времена, знают, что в этой «стае небесных журавлей», как поется в бессмертной песне, Духом Святым, еще есть место для каждого.