Августин Соколовски
В своем произведении «О Духе Святом», написанном в защиту православного учения о божественности Святого Духа, Василий Великий приводит свидетельства Отцов Церкви, древних богословов и прославленных святых, которые в своих творениях и в жизни исповедовали божество Духа и выражали Ему подобающее Богу славословие. Упоминает Василий и о святом мученике Афиногене: «Если кому известна песнь Афиногена, которую он вместо предохранительного врачевства оставил ученикам своим, когда сам поспешал уже ко всесожжению; то он знает, какое мнение о Духе имели мученики».
Подобно Сорока Севастийским мученикам, святому Власию, и иным святым, Афиноген и его десять учеников пострадали за Христа в древнем городе Севастии. Этот город находится в центральной части Малой Азии, в исторической области Малая Армения, и ныне называется Сивас. К слову, в наши дни он является побратимом города Грозного. Знание церковной истории и житий святых придает географии новые, неведомые большинству людей сакраментальные контуры.
Дореволюционный исследователь древних литургических текстов иеромонах Иаков (Цветков) обнаружил и опубликовал тропарь святому, не вошедший в современные богослужебные книги. В нем в кратких словах изложена вся суть его подвига. «Восходив на гору, как свет предшествовал ты ученикам своим. Оттуда сошедши в обитель, ты не обрел чад своих, и вопиял, блаженне, ко Кресту: «Где чада мои, Кресте Всечестный?» Так возливал пред Господом печаль свою, ты, многострадальный Афиногене. Посему умоляй за нас Господа».
Афиноген был епископом в окрестностях Севастии в селении под названием Пидахфон. Судя по обстоятельствам того времени, он был хорепископом, то есть епископом небольшого поселения, или же странствующим епископом, целью которого была проповедь слова Божия язычникам. Афиноген возглавлял общину из десяти учеников, которые помогали ему в благовестии. В правление императора Диоклетиана (284–305) христиане подвергались систематическому преследованию.
Согласно житию, во время одного из языческих празднований в Севастии, ученики были схвачены и уведены в город. В то время Афиноген находился в уединении на горе, куда удалялся для молитвы. Не найдя своих учеников, он глубоко опечалился. Мысленно обратившись к Кресту Господню, он взмолился к знамению нашего спасения с просьбой открыть причину их исчезновения. Тогда, некий незнакомец открыл ему, что они были арестованы властями. Имея возможность скрыться от гонения, тем более что так христианам рекомендовали поступать древние каноны, Афиноген не сделал этого, но направился в город, чтобы присоединиться к их мученическому свидетельству. Ученики его были казнены первыми. Епископу же, после долгих мучений, местным правителем было дано разрешение удалиться в родное селение для последней молитвы.
Житие приводит трогательную подробность о том, как навстречу святому вышел вскормленный им некогда олененок. Святой благословил животное именем Вечного Бога быть невредимым от охотников. По свидетельству жития, ежегодно в день памяти святого олень появлялся со своим потомством на месте мученической кончины Афиногена и каждый раз, во исполнение слов благословения святого, оставлял одного олененка, чтобы верующие могли вкусить трапезу в память о мученике.
Святитель Василий Великий писал о гимне, в котором святой мученик, направляясь на страдание, воспевал Духа Святого. Очевидно, полагая, что современникам известно, о каком именно песнопении идет речь, он не привел его текст. Но сохранилось предание, согласно которому песнь, которую мученик оставил ученикам, это гимн «Свете Тихий», которое мы исполняем на каждой вечерне. Так, обращаясь к Единому Богу, прославляемому в Троице, вспомним Афиногена мученика.