Публикации

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Августин Соколовски

Сегодня Церковь празднует Сретение Господне. Это событие описывается в Евангелии от Луки, глава 20, стихи 22–40.

Согласно Закону Моисея, Иисус, как и каждый перворожденный младенец был принесен родителями в Иерусалимский Храм, чтобы обозначить, что Он приносится в жертву Богу.

Так происходило потому, что некогда Бог в наказание за упорство фараона, который не отпускал Израиля, погубил всех перворожденных младенцев в Египте. С того момента, и взамен, Народ Божий должен был вовеки приносить своих первенцев в жертву Богу (Числа 8:16). Но делать это лишь символически.

Почему же символически? Потому что так Бог указывал на Своего Собственного и Единственного Младенца, Имя Которому Иисус Христос. Так библейское повествование останавливается на пороге догматического богословия.

Христианство это не просто история, это не свод правил, и не воспоминания. Христианство – это догмат, с которым можно и нужно согласиться, или его можно и необходимо отвергать. «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий», - говорится в Евангелии от Луки, посвященном Празднику (Лк.2:34).

Иисус – первый, единственный, единородный Сын Марии. В событии Сретения Мария становится образом Израиля в Своей праведности и богоизбранности. Она становится олицетворением Избранного Народа. Народ же пребудет в гордости и упорстве. Он не захочет войти в Обетованную Землю Небесного Царства, которую будет возвещать Иисус, и в которую Он будет звать всех.

Израиль станет Египтом, а Храм превратится в Фараона. В конце Своей земной жизни Господь изгонял из него торговцев, но это не помогло. Господь Иисус Христос, Единородный Сын Отчий, и Первенец Марии, был взят от народа и пострадал, чтобы спасти всех нас (1 Тим.2:4).

В празднике Сретения есть множество радостных смыслов. О них говорят Отцы Церкви и толкователи Писания. Но есть и смыслы скорбные. «Время сетовать и время плакать», - слова Екклесиаста (3:4). Так, в своей единовременной «зимней грусти и радости», Праздник Сретения сам становится знамением. Он завершает собой период рождественских праздников, эту вместе взрослую и детскую книгу радости о Родившемся Господе, длиною в сорок дней, эту единственную правдивую сказку на земле. Напоминает, что приблизился Великий Пост. Мы вскоре снова встретимся с Господом во дни Его Страданий, этом подлинном Сретении Святого Креста.