26 ноября Церковь чтит память святителя Иоанна Златоуста. Чтобы чтить память того или иного святого, Общине надлежит уловить суть его человеческой биографии, которая, как всякая приобщенная библейской святости биография, написана рукой Самого Господа Бога. В весьма значительной степени это относится к Иоанну Златоусту.
Память Церкви, как и всякая коллективная человеческая память, может быть обманчивой. Иоанн был епископом Нового Рима – новой столицы Римской Империи, которую последующие поколения все чаще называли Константинополем по имени основателя – Императора Константина. Вопреки общепринятому мнению, Иоанн не был ни архиепископом, ни патриархом, поскольку до IV Вселенского Собора в 451 константинопольская кафедра подчинялась другим малоазийским церквям.
Последующие века стали воспринимать Иоанна как Богослова и Учителя Церкви. Поэтому он упоминается среди Великих Учителей, как на Востоке, так и на Западе. Иоанн не был богословом, но был пастырем и проповедником, отображением в епископском служении, трагического лика пастырства Иисуса Христа.
Иоанн в своем учении он не допустил каких-либо очевидных ошибок, но его богословской антропологии была свойственна излишняя оптимистичность. Так, в его проповедях часто повторяется мысль о том, что человек, если у него имеется на то соответствующее сильное произволение, способен не грешить.
Пожалуй, чтобы правильно понять, кем же был Иоанн Златоуст, нужно обратиться к образу святителя Николая, к тому, какими эпитетами, качествами, чудесами и благодеяниями наделяет его житие, и, в особенности, богослужебная традиция. Ведь, по сути, там Николаю удается все: молитва его бывает услышана, его ходатайства достигают самого Императора, а благодеяния достигают цели.
Златоуст старался, или пытался поступать точно также, но в его епископском служении ему практически ничего не удалось. Окружавшее его духовенство раздражала его манера служения, Император сам в итоге отправил Златоуста в заточение. Иоанна обвиняли в том, что его руками, и руками его приближенных, в константинопольской епархии была расхищена церковная казна. По поручению императора Иоанн вмешивался в дела соседних епархий, и по свойству своего характера старался примирять и принимать всех, даже очевидных проходимцев и еретиков.
Иоанн имел неосторожность настроить против себя и своих великих, более того, впоследствии также прославленных Церковью во святых современников. Александрийский Патриарх Феофил (+412) обвинял Златоуста в узурпации власти и высокомерии, Епифаний Кипрский (+403) подозревал его в ереси, а преемник Феофила Кирилл (+444) вообще задавался вопросом, почему, если Иоанн епископ, то Иуда – не апостол и не среди святых.
Жизнь Иоанна очень хорошо документирована. Из сохранившейся переписки его и его современников становится очевидным, что Златоуст, будучи в ссылке, был, по заданию его противников, в ссылке намерено убит. Ведь, еще будучи молодым аскетом в Антиохии, Иоанн подорвал свое здоровье, а потому вторая ссылка и жестокое изгнание из Константинополя попросту оказались ему не под силу.
Наверное, сильные мира сего и сильные Церкви мира сего «возобладали» бы над биографией и именем Златоуста окончательно, если бы за ним не стоял Божий Народ. Именно народ слушал Златоуста с доверием, и, по какой-то невероятной безошибочной интуиции веры – тому, что последующее богословие назовет sensus fidelium – видел, что Златоусту, под маской христианской Православной Империи противостоял вечный апокалиптический зверь, имя которому 666.
Златоуст умер в ссылке на Праздник Воздвижения в 407 году, а спустя 30 лет, в 438 вернуть тело Златоуста на его епископскую кафедру в Константинополь, потребовал народ. Так совершился его святительский апофеоз, или прославление. Прославление, как доброго пастыря, святого, проповедника, за которым не было никого, но стоял лишь церковный народ. Согласно преданию, именно сегодня, в этот день 26 ноября, за поминальным богослужением, от раки с мощами Златоуста во время торжественного поминовения все услышали голос Иоанна: «Мир Всем!».
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski