Публикации

Пророк Божий Самуил

2 сентября Церковь чтит память пророка Божия Самуила. Во второй половине I тысячелетия в Константинополе памяти почти всех известных библейских пророков, малых и великих, были введены в богослужебный календарь, а гимнографы и песнописцы того времени посвятили им гимны, каноны и песнопения. Очевидно, что для восточных римских Императоров, во главе которых образно, как Икона Царской Власти, стоял воскликнувший «Я победил тебя, Соломон» Юстиниан (483-565) -  было важно видеть себя преемниками не только Августа, но и Давида, Соломона, и … тех пророков, что во времена ветхозаветной истории, от Моисея до Малахии, сопровождали, обличали и наставляли, как тогда казалось, благословляя, Царский Трон. В наше время, из всех ветхозаветных пророков, в народном благочестии почитается лишь Илия. 

Тем важнее посвятить несколько слов тому, без преемства пророческой миссии которого не было бы ни Илии, ни других последующих пророков. Ведь именно Самуил (+1010) не только учредил Давидово Царство, но и создал «пророческие школы», то есть школы для будущих пророков. 

История Израильского Народа — это великая библейская история древности, тысячелетия до Пришествия в мир Христа. После того, как ученик Моисея Иисус Навин ввел народ в Землю Обетованную, началась эпоха Судей. Это означало, что правителя у народа не было. Народ существовал среди оставшихся на Земле Обетованной языческих племен, а также постоянно подвергался нашествию завоевателей. И язычники, и чужеземные правители постоянно угнетали народ а, главное, вовлекали его во всевозможные мерзости идолопоклонства. Бог же воздвигал в народе Судей. То есть, таких мужей и, что особенно интересно, и жен, которые поднимали восстания, побеждали безбожников и освобождали народ от господства идолопоклонников. Время Судей продолжалось несколько столетий, с 1382 по 1063 год до Рождества Христова, то есть символически 350 лет.

Эпоха Судей подходила к своему завершению, когда Бог воздвиг Самуила в пророки. Будучи пророком, он был судией. Имел от Бога множество указаний, ибо жил в присутствии Божием. Самуил не управлял народом, но благословлял его и наставлял на правый путь. 

Однажды народ потребовал от Самуила правления, или же чтобы он поставил им царя. «Дай нам царя, чтобы он судил нас» (1 Цар.8,5). И вот здесь произошло парадоксальное. Признаться, я сам никогда не понимал этот эпизод. Вплоть до самого недавнего времени этот ответ на просьбу народа о Царе казался мне странным. Эпоха Судей была во многом хаотичной. Будучи судией, сам Самуил был пророком. А вот судия Иеффай был главой разбойников, Самсон – как бы сейчас сказали – «женонеистовым богатырем», а, истребившая Сисару Иаиль – «коварной женой». Бог всегда воздвигал детей из камней (Ср.Мф.3,9)!

Ответ Божий Самуилу на просьбу о Царстве был однозначен: «Не тебя они отвергли, но отвергли меня, чтобы я не царствовал на ними» (1 Цар.8,7). «И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его … (10,11). Первоначально, Библия определяет Царство как горе.

Самуил поставил, то есть помазал в цари Савла, затем Давида, а после Давида был Соломон. Затем Царство разделилось на двое: Северное и Южное, Иуду и Израиль. Израиль пошел путем идолослужения. Иуда в итоге был уведен в Вавилонский Плен. А после, спустя столетия, Иудея была подчинена Риму, как наконец Господь восставил народу, после многих отступлений и бед, Единого, Истинного, Подлинного Царя – потомка Давида Иисуса Господа.

Для Общины важно, что первоначальное божественное повеление не иметь над собой никакого царя непреложно и актуально. Потому что Общине, как Церкви в целом, особенно в нашей Восточной Традиции, свойственно сильное стремление подчинить себя другому. В течение веков, это было либо политическое, либо юридическое, либо экономическое, либо даже романтическое подчинение, которое, как мираж, маячило перед сознанием и перед очами сердца как каждого отдельного человека, так Общины идаже  всей Церкви. Но где Господь – там свобода. Ибо Господь – есть Свобода. 

Подчинение же обрушивает подчиняющего с подчиненным. История великих Империй, Восточной Римской, с центром в Константинополе, Российской, и даже Османской, значительная часть населения которой была православным, а Церковь, пусть и в своем крайнем подчинении, была могущественной и, как казалось, финансово и юридически свободной, свидетельствует о том, что вместе с Крахом Империи всегда наступал и крах Церкви. И если бы Господь, молитвами и свидетельством новомучеников, не воздвигал Церковь вновь, она оказалась бы обреченной.

Община, и, особенно те, кто в ней, должны помнить, что мы – христиане. Христиане же – наиболее строгие монотеисты из всех тех, кто, на этой земле, исповедует Единого Божие. Библейский монотеизм означает полное абсолютное не-подчинение себя никому кроме Бога. 

Единый Господь Иисус Христос. Господь. Иисус Господь. Называя Иисуса Господом, Община должна понимать, что Он – единственный легитимный правитель. Царь и Министр. Господь Господ и Божий Слуга. Сам Бог и Господь наш, Правитель, Владыка, Архиерей, Епископ, Священник, Отец, Старший Брат, Небесный Жених.  «И увидел я святой Город Иерусалим, сходящий от Бога с Неба. Храма же я не видел в нем» (Апокалипсис 21;2,22). Бог Освобождающий. «Где Господь – там Свобода» (2 Кор.3,17).

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski