Публикации

Седьмой Вселенский Собор

Августин Соколовски

Сегодня Церковь чтит память VII Вселенского Собора. Этот Собор также называется II Никейским. По имени города в западной части Малой Азии, относительно недалеко от Константинополя, где он состоялся в 787 году. Церковь, в котором проводился Собор, частично сохранилась.

Второму Никейскому Собору предшествовал период иконоборчества. Оно вспыхнуло в Константинополе в 730 году, а богословской кульминацией его стал церковный собор в 754м, когда, под влиянием Императора, участники Собора постановили максимально прекратить почитание святых икон.

Иконоборчество заключалось в уничтожении образов и преследовании иконопочитателей. Оно распространилось в Константинопольском Патриархате, но не смогло затронуть Патриархаты Александрии, Антиохии, Иерусалима, поскольку они находились на территориях под властью Арабского Халифата и правителей-мусульман.

Не затронуло оно и Рим, поскольку Римская Церковь выступила в защиту иконопочитателей и заручилась поддержкой независимых западных православных христианских королей.

Седьмой Вселенский Собор утвердил иконопочитание. 1) Если до этого почитание икон было просто благочестивой традицией, то отныне оно стало догматом веры. 2) Если прежде иконы воспринимались просто как «Библия для неграмотных», то отныне она стала прямым и необходимым доказательством воплощения Господа Иисуса Христа. 3) Если во Иисусе Бог стал плотью, то Его можно и нужно изображать. В этой догматической истине, в этом удивительном преложении традиции в догмат, великая заслуга Отцов Второго Никейского Собора.