Публикации

Преддверие Праздника Покрова

Августин Соколовски, священник, доктор богословия

Украшением месяца октября, кульминацией всей осени, символом перемены времен и отголоском древней церковной и русской истории поистине является Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Этот день ежегодно празднуется Церковью 14 октября, знаменуя тем самым завершение первой половины осеннего времени. На церковном языке такой переход из одной половины в другую именуется «преполовением», и, хотя это слово не употребляется по отношению ко Дню Покрова, Праздник этот действительно может быть назван Преполовением осени.

Иерархия Праздников в восточной православной традиции, начинаемая Пасхой, продолжаемая двенадцатью праздниками, продолжается на следующей ступени, состоящей из пяти празднований. Обрезание Господне, праздник, совпадающий с началом нового гражданского года 1 (14 января), – это торжество в честь явления Господа Иисуса как сына библейского народа и Мессии, на котором исполнились обетования Бога. Рождество Иоанна Крестителя посвящено тому, кого Сам Христос в Евангелии именует «большим из рожденных женами», а Церковь почитает величайшим из пророков. Усекновение Главы Крестителя – это скорбное воспоминание о Его мученической кончине. Торжество в честь Апостолов Петра и Павла, которых традиция именует «первоверховными», празднует память тех, на деле и слове которых созидается Церковь. Это подчеркнутое равенство двух апостолов в деле созидание Церкви особенно характерно для Православия.

Праздник Покрова как бы выпадает из структуры четырех праздников. Во-первых, исторически он появляется гораздо позже. Поводом к его возникновению служат два события. Первое имело место при императоре Ираклии. По молитвам Богородицы город был спасен. Примечательно, что именно в этот момент, посвященный избавлению, был составлен великий Акафист Пресвятой Богородице. По молитвам перед Пресвятой Девой город избавлен от опасности. Второе событие связано с жизнеописанием великого святого Андрея Христа ради юродивого (+936), – примерно три столетия спустя. Эта историческая составляющая празднования Покрова связана с именем святого Андрея – одного из наиболее почитаемых святых константинопольской церкви. Согласно житию, во время нашествия варваров, когда горожане молились Богу об избавлении, святой увидел в храме отверзшиеся Небеса и Богородицу. Пресвятая Дева молилась об избавлении города и простирала над ним свой покров, то есть мантию, омофор.

Оба события имели место в Константинополе. Итак, Событие Покрова, основанное на двух исторических эпизодах, является историческим празднованием. Однако содержание праздника не исчерпывается историей. Ведь Богородице, помимо библейской и священной истории, принадлежит совершенно особенная роль в провидении и спасении. Божественное домостроительство, то есть Дело Божье, направленное на завершение Истории Вселенной, находит в Ней или через Нее новые и в этой самой новизне парадоксальные пути своего осуществления.

Богородица ограждает, сохраняет Церковь и Мир Своим Покровом. Как об этом говорится в великом покаянном каноне Андрея Критского: «Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая. Тобою верно царствуя, Тобою и утверждается. Тобою побеждая, побеждает всякое искушение, торжествует над врагами и проходит послушание». В этом аспекте празднование Покрова приобретает идейное, богословское, теологическое значение.