Августин Соколовски
Структура праздников и воспоминаний Великого Поста удивительна своей продуманностью. Каждое из воскресений в нем посвящено одному из тематических воспоминаний. Представляет собой особенное празднование.
Третья неделя, а неделей на богослужебном языке именуется воскресный день, называется Крестопоклонной. Посвящена она Кресту Господню. В этот день, как и на протяжении всей последующей седмицы, перед Крестом совершается особенное молитвенное поклонение.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», — это ключевое песнопение Крестопоклонной Недели настолько важно, что на литургии оно заменяет собой Трисвятое.
Крест Христов не упоминается в Никейском Символе Веры 325 года. В тексте говорится о вере в Господа Иисуса, «страдавшего и воскресшего в третий день, взошедшего на Небеса и грядущего судить живых и мертвых».
Напомним, что слова о «третьем дне» на языке Писания и Предания являются синонимом смерти. Ведь, по библейским представлениям третий день во гробе – это время, когда считалось, что человек окончательно и бесповоротно мертв. «Господи, уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе», - сказала Марфа Иисусу о своем умершем брате Лазаре (Ин.11,39).
В Символе Веры, который вошел в историю под именем Никео-Константинопольского, с отсылкой на Второй Вселенский Собор 381 года, Крест упоминается. Символ говорит о распятии Господа при Понтии Пилате. Говорит о страдании и погребении. Но не упоминает о смерти Господа.
Напомним, что именно этот Символ Веры считается самым важным в мировом христианстве. Он единственный употребляется в богослужении Православной Церкви. Добавление слов об исхождении Духа Святого «и от Сына», по-латыни, филиокве, в западном христианстве, в свое время фактически стало одной из главных богословских обоснований взаимного разделения Православной и Католической Церквей.
Итак, Символ Веры Второго Вселенского Собора буквально не упоминает о смерти Господа. В этой связи некоторые исследователи Символа в новейшее время полагали, что сие произошло, потому что текст редактировался «в спешке», а тематика догматических противостояний того времени была иной. В Церкви того времени будто бы бушевали «арианские споры», по имени еретика Ария, который утверждал, что Господь Иисус был не Сыном, но творением Бога. Подлинность смерти Господа на Кресте тогда сомнению не подвергалась. Именно поэтому, по мнению ученых, в Символе не говорится, что Господь Иисус был мертв.
Однако, это скорее всего не так. Ведь, подобно Никейскому Символу, исповедание веры 381 года также говорит о воскресении в третий день. Ведь третий день — это библейский синоним смерти. Одновременно, это обозначение момента времени, когда всякая человеческая надежда мертва и начинает действовать Сам Бог!
«И повелел Господь поглотить Иону; и был он во чреве кита три дня и три ночи, - говорится в Книге Пророка (Иона 2,1). Об этих словах, о собственной смерти и Воскресении, в Евангелии упоминал Сам Господь.
Празднование в честь Креста Господня в третью неделю Великого Поста, знаменует собой прохождение половины этого покаянного времени. На языке богослужения такое преодоление половины, радостное или скорбное, именуется преполовением. Оно обозначает срединную точку определенного временного срока.
Крестопоклонная Неделя означает, что половина сорока дней поста уже пройдена. «Ночь прошла, а день приблизился», - образно пишет Павел (Рим.13,12).
На молитвенном горизонте Церкви в Крестопоклонную Неделю начинает являть себя свет приближения Пасхи, этого Праздника Праздников, торжества Воскресения Господа Иисуса.
Так, судьбами Божьими, Крестопоклонная Неделя приобретает идейное, теологическое, богословское значение. Великопостное поклонение Кресту совершается Церковью, как особенное Торжество в Честь Креста Господня.
Крест защита и помощь, он наше упование христиан. Крест - знамение Победы Христовой над адом и смертью. Крест – преддверие Воскресения.
Согласно классическому определению Святых Отцов, Церковь — это Общество Верующих. Подобно Господу в Евангелии, Церковь странствует в истории. Будучи Телом Господа, она «не имеет, где приклонить главу» (ср.Мф.8,20).
В эти срединные великопостные дни Церковь постоянно размышляет над тайной Креста. Из этого размышления рождается молитва. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», - звучат ее слова.
Крест – сакраментальное олицетворение Искупительного Дела Бога, который стал плотью. Посредством этого спасительного инструмента, «орудия нашего спасения» - в нем, чрез него и на нем - Святой, Крепкий и Бессмертный Бог во Христе Иисусе Духом Святым победил смерть, погубил ад и оживотворил мир. «Величайший Царь восстановил Адама из гроба богодейственной Своей Силой и неизреченным сиянием Своего Божества», - говорится в Евхаристии Апостола Марка.
«Сын и Дух Святой суть Руки Бога», - как об писал святой Ириней (+200). Раз и навсегда в истории Руки Бога были видимы на Кресте.
«Если Христос не воскрес – вера наша не имеет смысла», - пишет Павел (1 Кор.15,4). Крест Христов не отделим от Воскресения. В Евангелии и Вере Церкви Крест и Воскресение обретают историческое, и, одновременно, теологическое измерение.
Поэтому в таинственном, сакраментальном вдохновении Церковь обращается ко Кресту, как к Личности, взывает ко Кресту, как к Самому Христу.
«Я – Воскресение и Жизнь», - говорит Господь в Евангелии (Ин.11,5). Подобно Воскресению, Крест – одно из имен Господа. При взгляде на Крест Христов, как у Апостолов при встрече с Воскресшим, «горит в нас сердце наше» (Лк.24,32). Ибо где Крест – там Сам Иисус Господь.