Публикации

ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СТЕФАНА

Августин Соколовски

15 августа Православные Церкви, следующие юлианскому календарю, празднуют память перенесения мощей первомученика и архидиакона Стефана. Это событие, которое ныне воспринимается как всего лишь одно из воспоминаний в месяцеслове, обладало колоссальным значением для всей христианской истории.

Дело в том, что Древней Церкви епископские кафедры Рима, Александрии и Антиохии обладали первенством. Они считались главными, поскольку были основаны Апостолами Христа, а потому именовались апостольскими. Считалось, что истина должна сохраняться в них неповрежденной.

Церковь Иерусалима, конечно же, первоначально также была апостольской. Но в результате разрушения Святого Града римлянами в 70м году, она была уничтожена. Новая столица Римской Империи, Город Константинополь был основан в 330 году. Поэтому на апостольский статус претендовать никак не мог. Оба епископа, Иерусалимский и Константинопольский, формально подчинялись иерархам соседних митрополий.

В наше время память святого Стефана торжественно празднуется Церковью на второй день после Рождества, а летнее его воспоминание проходит незамеченным. В Древней Церкви почитание Стефана было гораздо более явным. Страдание Стефана подробно описывается в Книге Деяний. По убеждению Отцов Церкви, в частности, Августина (354–430), именно его молитва привела к вере Апостола Павла. Его страдание за веру от соплеменников, по образу Самого Господа, стало нормативной нормой для определения того, чем впоследствии должна была стать христианская святость. Согласно Деяниям, на Суде Синедриона в нем явил Себя Воскресший Христос, когда лицо Стефана стало Лицом Ангела (Деян.6,15). По сути, Стефан – первый христианский святой в истории. Он прототип во всей последующей истории христианской святости.

В 415 году мощи Стефана были обретены в Палестине и перенесены в Иерусалим. В соответствии с восприятием христиан того времени, такое обретение мощей было значительным свидетельством свыше в пользу утверждения авторитета иерусалимской кафедры. В то время мощи не обретали и не переносили «просто так». Этому должно было предшествовать указание свыше, событие имело сопровождаться зримыми знамениями. Напомним, что гораздо более позднее изменение этой практики и фактическая банализация и даже коммерциализация обращения с мощами святых, стали впоследствии одной из причин Реформации и раскололи западное христианство на католичество и протестантизм.

По сути, и это очень важно, в восприятии христиан того времени, совершено было не перемещение мощей, как некоей реликвии, но Перенесение Стефана. Святой вошел в Иерусалим, из которого, подобно Господу Иисусу, был прежде беззаконно изгнан.

Спустя примерно двенадцать лет, символическое число, в мощи Стефана в 428 году были перенесены и в Константинополь. Для современников, в первую очередь иерархов, и императора Феодосия II Младшего (408–450) это перенесение служило колоссальным аргументом в пользу того, что отныне Иерусалим и Константинополь должны были быть приравнены к Церквям, основанным самими Апостолами. В 451 это произошло на IV Вселенском Соборе в Халкидоне.

Должно не забывать, что примерно тогда же, в 448 на Кипре были обретены мощи Апостола Варнавы. Для Собора это послужило важным доказательством того, что Кипрская Церковь имела апостольское происхождение, а потому ее архиепископ должен был поставляться не из Антиохии, но самой местной Церковью.

Забытый праздник летней святости напоминает о временах, когда Древо Креста во Вселенной было большим, а почитание святых определяло ход мировой истории.