Публикации

Святой Никита Новгородский

Сегодня 13 февраля Церковь празднует память святителя Никиты Новгородского (1030–1108).

Святой Никита был седьмым епископом Новгорода, преемником Иоакима, Ефрема, Луки, Стефана, Феодора и Германа. По причине того, что второй избранный новгородский епископ Ефрем (1030–1035), в течение пяти лет управлявший епархией, так и не удостоился архиерейской хиротонии, в «Росписи новгородских владык» он именуется шестым в истории новгородским епископом.

Важно помнить, что такие списки епископов, на языке теологии именуемые диптихами, для Древней Церкви были чрезвычайно важны. Они свидетельствовали о существующем преемстве избрания, о месте кафедры во Вселенской Церкви, о молитве местной Церкви, о ее дерзновении в очах Божьих. «Я – лоза, а вы – ветви. Только тот, кто во мне пребывает, и в ком я пребываю, приносит много плода», - по свидетельству слов Господа (Ин.15,5).

Епископ, согласно канонам, пребывал на кафедре до своей кончины. В этом было одно из принципиальных отличий епископа от Апостолов. Ведь, по заповеди Спасителя, Апостолы были призваны проповедовать Христа во всех народах и по всей земле (ср.Мф.28,19). Древность знала и примеры странствующих епископов. Но такой особый статус специально оговаривался при рукоположении. Он был весьма редким исключением.

В ранние времена христианства важнейшие епархии возникали на месте евангельской проповеди. Поэтому для других, более поздних кафедр, не основанных непосредственно Апостолами, было важно, чтобы в диптихах были святые.

Никита был шестым епископом Новгорода. Среди его предшественников, как минимум трое, Иоаким, Лука и Герман, прославлены Церковью в лике святых. Никите Господь предопределил в святости присоединиться к ним.

Епископство Никиты длилось тринадцать лет.  Летописи сообщают, что он был аскетом, был сдержан и воздержан, вел подвижнический образ жизни, строил храмы. Однажды, по его молитвам был остановлен пожар, в другой раз прекращена засуха. Епископство его длилось тринадцать лет.

По сути, житие Никиты – это образцовое, и, в этом смысле, типичное житие средневекового монашествующего епископа. Пожалуй, если бы оно составлялось в наши дни, содержание бы его этим и ограничилось. Однако, составители древних жизнеописаний святых понимали, что написанное житие – не пропуск в мир святости. Но прежде всего – назидание, призыв и предостережение.

Святые пребывают в общении святых. Пред Богом ходатайствуют за Вселенную, за Церковь, за призывающих их с просьбой о молитве. Житие святого – дар тем, кто остался. Это, парафразируя название труда Игнатия Брянчанинова «Приношение современному монашеству», приношение миру. Приношение тем, кто имеет умереть, чтобы жить, тем, кто, пусть и оставаясь на месте, бежит на встречу святости.

Память Никиты Новгородского празднуется 13 февраля. По юлианскому календарю этой дате соответствует 31 января. В этом удивительном совпадении противоположностей чисел 13 и 31 – особенный символ, знамение парадоксального трагического пути Никиты к святости. Согласно летописям, само епископство его также продолжалось тринадцать лет. А в житии его, словно две половины, как сходятся две противоположные биографии.

Дело в том, что свой путь к Богу Никита начинал в Киево-Печерском монастыре в первые десятилетия его существования. Будучи воспитанником этого монастыря, Никита, вскоре решил удалиться в затвор. Это его желание на нашло одобрения со стороны братии.

Печерский патерик, то есть повествования о жизни, трудах и изречениях первых киевских подвижников, составленное по подобию древних египетских и палестинских монашеских сборников, приводит краткий ответ игумена. «Не будет тебе пользы сидеть без дела». Затворничество без благословения Духа Святого – это безделье. «Напротив, «работая с братией, ты не потеряешь своей награды».

Из Патерика мы узнаем о том, что в печерском монастыре уже был опыт монаха Исаакия. Последний ушел в затвор, стал слышать демонские голоса, попался на уловки демонов. В итоге он чуть не лишился рассудка, потерял здоровье, и лишь по сугубым молитвам братии остался в живых.

Подобные обстоятельства передавались из уст в уста как драгоценное назидании братии. Поэтому об этом Никита знал, он был предупрежден преданием.

Но затворился в келье. Место его затвора показывается в Пещерах и в наши дни. Сохранились и слова его, приводимые в свое оправдание: «Никогда не прельщусь я как он, Исаакий. Прошу же у Господа Бога, чтобы мне подал он дар чудотворения».

По сути, происходившее тогда с Никитой, одновременно, воспроизводило новозаветное повествование об искушении в пустыни с точностью наоборот. Ведь тогда Дух Святой вел Господа к уединению от людей, а дьявол предлагал ему превратить камни в хлеб, то есть, совершить чудотворение. Здесь же ученик Христов Никита сам ушел в затвор, уединился в каменный мешок подземных пещер, и сам же просил у Бога дара чудотворения.

Одновременно, происходившее с ним, удивительным образом воспроизводило тот аскетический опыт, который некогда переживали многие древние поколения монашествующих. Так, словно в Киево-Печерском монастыре святых Антоний и Феодосия время тогда обратилось вспять, и вновь оживали времена древнего христианства.

По-иному случиться не могло. Никита был обманут демонами. Вначале он услышал голос. Затем почувствовал благоухание. Приняв говорившего за Бога, он просил «его» явиться. Вскоре, когда голос материализовался и Никите был послан «ангел», затворник поклонился. Совершил то, что дьявол требовал, но не получил, в пустыне от Самого Господа.

«Ты не молись, а только читай книги», - сказал явившийся. Затворник перестал молиться. А за него «молился» «ангел». Никита же начал видеть будущее, и, главное, давать советы. Он цитировал Писание наизусть, а советы и предвидения его сбывались. Так, он предсказал убийство новгородского князя Глеба Святославовича, которое и произошло 30 мая 1078 года. Конечно же, современников того события должна была поражать такая осведомленность отшельника в делах далекого северного города!

Происходившее было настолько правдоподобно и убедительно, что только соборный духовный опыт, интуиция недоверия дарам, и, главное библейская духовность, богословская грамотность монашеской братии помогла выявить подлог. Это свидетельство удивительной библейской начитанности братии – приношение примера современному монашеству.

По свидетельству патерика, внимание игумена Никона обратил на себя внимание тот факт, что Никита цитировал исключительно ветхозаветные книги. О Новом Завете он не только не хотел, но и не мог слышать. То есть в буквальном смысле испытывал неприязнь, говоря современным языком, аллергию.

Понятно, что кроме братии монастыря это вряд ли кто смог бы выявить. Ведь священные книги в ту эпоху были редки, Крещение Руси произошло относительно недавно, народ только выходил из язычества, а Никита настолько уверенно цитировал!

«И все эти богоносцы пришли к прельщенному и, помолившись Богу, изгнали беса от него. Потому вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом Завете. Никита же клялся, что никогда не читал книг. Теперь он не ведал ни одного слова, и блаженные отцы едва его научили грамоте».

Происшедшее с Никитой было следствием многих причин. Конечно же, оно было и следствием гордыни. Спасенный ходатайством братии, молитвой живущих святых, он, исцелившись от прельщения, смиренно жил. «После этого предался Никита воздержанию, и послушанию, и смиренному житию», - пишет Патерик.

В этой последовательности событий очень важна каждая деталь. Драгоценны мельчайшие подробности.

Ведь то, что с точки зрения внешнего наблюдателя происходило, как уход в затвор, то есть, событие благословенное и похвальное, более того, духовное достижение, по сути своей было великим отречением.

Отречение это было троекратным. Началось через поклонение чужому голосу.  Слову без Слова, голосу без говорящего, иконе без образа. Продолжилось через отказ от молитвы. Завершилось отречением от Христа. Ведь Никита цитировал священные тексты наизусть. С их помощью давал советы, пытался руководить жизнями. Но не упоминая новозаветных слов, он лишал Писание присутствия Господа. Поклонение сатане, отказ от молитвы, отречение от Христа, - таковы три этапа падения. Троекратное отречение.

«Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя», -говорит Ему Петр» (Мф.25,35). Важно понимать, что троекратное отречение Петра в Евангелии стало трагическим прообразом всякого отречения. В Евангелии от Иоанна оно имело своим следствием призвание на служение ближним, заповедь служения пастырства. «Господь сказал ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его, любишь ли? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь: Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец моих» (Ин.21,17).

«После этого предался Никита смиренному житию, так что впоследствии он был поставлен епископом», - пишет автор Патерика. В этом удивительном итоге всей биографии Никита была свой особая евангельская логика. В 1096 году Никита был рукоположен во епископы. «Паси овец моих. И этим докажи твою любовь». Так, в житии Никиты, дар епископского служения стал залогом прощения Господом.