Публикации

ПРОПОВЕДЬ НА НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО ГОДА, О ВЕЧНОЙ ПАМЯТИ И ВОСКРЕСЕНИИ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Августин Соколовски

29 августа, Усекновением Главы Иоанна Крестителя, по древней традиции и по логике распределения богослужений заканчивается церковный год. Первым днем сентября он начинался. Это происходило на третий день, и, тем самым, воссоздавало в сознании верных вспоминательный образ священного покоя Господа во гробе. Три дня Иисуса от Великой Пятницы до Воскресения на языке богословия именуются спасительным трехдневием. Ныне это время молчания и размышления над временем.

С Символе исповедуется вера в то, что Господь воскрес в третий день по Писаниям. Это означает, что смысл этой веры и этого свидетельства следует искать в священных текстах. Согласно Евангелию, Иисус был распят в пятницу вечером и восстал из мертвых в ночь с субботы на воскресенье. Таким образом, между смертью и Воскресением прошло примерно полтора дня. Толкователи священных текстов предлагали различные объяснение этому видимому несоответствию сроков. Для правильного понимания смысла этого видимого расхождения необходимо обратиться к понятию «третий день» в Библии с тем, чтобы восстановить его подлинный библейский и богословский смысл.

Согласно Библии, третий день в Библии – это день, или лучше, срок, когда, по убеждению людей библейского времени умерший был окончательно и бесповоротно мертв. Древность не обладала точным медицинским знанием. Причинно-следственные связи между жизнью и смертью, болезнью и старостью были не ясны. Потому третий день был выбран в качестве важнейшего критерия для определения времени наступления смерти. На третий день делалось ясным, что это смерть, а не, например, летаргический сон. Третий день – пришествие необратимости, срок, когда жизнь покинула тело навсегда и более никогда не возвратиться.

Третий день, по Писанию, это тот момент времени, когда всякая человеческая надежда на спасение потеряна. Никакое собственное усилие, внешние обстоятельства, или иное вмешательство не способны переломить ход событий. Третий день – это время, когда начинает действовать Сам Бог. Внимательное чтение библейских текстов, самым очевидным из которых на эту тему является пророчество Ионы, позволит обозначить то особенное место, каковым в Писании обладает именно третий день. Иона был брошен язычниками в море, поглощен огромной рыбой и три дня, и три ночи находился на пороге гибели. После чего он был избавлен. Подобные свидетельства о вмешательстве Бога в ход человеческой биографии и истории содержатся в других текстах и пророчествах.

Три дня между Усекновением Главы Иоанна Предтечи и наступлением церковного нового года, в который за богослужением вспоминается выход Господа Иисуса на проповедь в синагоге (Лк.4;16-22). «И пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению, в день субботний в синагогу и встал читать». Этот период удивителен и уникален. Он позволяет времени остановиться.

Третий день – время действия Господня. Действию Бога предшествует Его покой. Бездействие Бога, которым Книга Бытия обозначает завершение сотворения мира. Покой Господень, который в древнем библейским благочестии праздновался в день субботний. Это день бездействия, запрет на какую-либо деятельность. Важно помнить и понимать, что празднование субботы не было упразднено в Новом Завете, а заповедь о почитании субботы продолжает действовать. Значение и сила воскресного дня в христианстве приобрело особую значимость. Но воскресенье, в его первоначальном смысле, а в мусульманских странах и в наши дни, остается первым днем недели, с которого начинаются прочие дни.

Суббота в своем христианском понимании сохраняет свое непреходящее значение. Молитва и причащение за литургией в день субботний чрезвычайно важны. Они способствуют надлежащему восприятию воскресению. При этом суббота остается преимущественным днем покоя. Покоя и праздности для живых и молитвы о покое для тех, кто упокоился от дел своих. Время пожелания вечной памяти и покоя.

Пожелание вечной памяти, эти два слова, которые провозглашаются за богослужение поминовения – одна из самых кратких, и, при этом, самых значимых молитв. Это полнота благословения, адресованная тем, кто уже покинул этот мир. Именно поэтому, в особенно торжественные дни, как-то, на Торжество Православия, вечная память провозглашается Отцам Церкви и другим почитаемым святым.

Поэтому чрезвычайно важно избегать понимания слов о вечной памяти с просто пожеланием подольше оставаться в памяти живых. В сердцах, мыслях, и словах живущих людей. Ведь таким же образом, или еще более интенсивно, люди помнят о делах злых. Память о злодеях и злых гениях чрезвычайно сильна. Если бы такой памяти не было, быть может, они не совершили бы многого из того, что совершили. Но жажда долгой человеческой памяти поощряла на злодеяния! Память о злых и память о праведниках странным образом идет бок в обок в истории. Об этом с философским недоумением писал уже библейский Екклесиаст.

Вечная память и вечный покой – это радость в общении праведности со Христом. В противоположность этому, отсутствие такой памяти – синоним осуждения. Как некогда в Евангелии Сам Он сказал: «Отойдите от меня, не знаю вас» (Мф.7,23). Забвение в очах Божьих, которого Господь да избавит – в этом также раскрывается суть молитвы о вечной памяти.

Первые христиане не праздновали свои день рождения. Более того, днями рождения они именовали дни мученической кончины своих братьев и сестер к Богу. Следствием этого является и отсутствие празднования дней рождения святых в богослужебном календаре.

В этот третий день церковного новолетия также празднуется память мученика Анфима Никомидийского. Святой был епископом Никомидии и пострадал за Христа в Великое Гонение Диоклетиана. В конце IV века и до основания Константином Великим в 330 году Константинополя Никомидия была столицей Восточной Римской Империи. В ней часто пребывал Император. Поскольку число христиан в городе было значимым, в городе пострадало за Христа весьма много святых. «Никомидийские мученики» вспоминаются многократно в течение года. Прежде они были весьма почитаемы. Особой чести среди них был удостоен Анфим. Однако, в наше время эти святые, скорее, забыты.

Великое Гонение было самым жестоким в первые три столетия христианской истории. Более того, большинство святых мучеников древности в нашем календаре относятся именно к Великому Гонению. Диоклетиан реформировал структуры Римской Империи, придал им новые формы, многие из которых просуществовали еще тысячелетие вплоть до падения Константинополя. Реформируя свое государство, он замыслил уничтожить христианство. По-видимому, он, в совершенно безумном анахронизме, желал, чтобы оно ушло в небытие вместе с прежними структурами Империи. Заметим, что христиан в римском государстве было тогда около десяти процентов от всего населения, которое насчитывало примерно пятьдесят миллионов человек. Это количество было сопоставимо с числом иудейского населения. Остальные же были язычниками. Великое Гонение породило множество мучеников, значительное число которых, как это было сказано, происходило из Никомидии.

Этот город существует и в настоящее время. Он находится примерно в ста километрах от Константинополя и носит турецкое название Измит. Будучи политическим центром исторической области Вифинии, Никомидия, в пределах этой же территории, на протяжении долгой истории, соперничала за первенство с другим знаменитым городом прошлого – Никеей, вошедшей в историю, как место проведения первого и последнего, то есть седьмого, Вселенского Собора Православной Церкви. Знание священной и церковной географии прошлого чрезвычайно важно. Именно оно, так же, как и внимание к истории, в свое время отличало христиан от язычников, которые воспринимали места и события, как всего лишь переплетение смыслов и идей. Столичный статус тому или иному городу придавало пребывание в нем императора. Никомидия десятилетиями была столицей языческой империи и этот статус сам по себе способствовал неслыханной жестокости гонений в отношении христиан. Вместе с епископом Анфимом были убиты многие тысячи верующих, которые, мученики, вспоминаются Церковью в течение года в богослужебном календаре.

Субботний покой усопших это пожелание им соединиться с праведными, разделить ту вечную память, которая во веки является достоянием многих, в том числе, Никомидийских святых. Пожелание вечной памяти да соединяется с воспоминанием великих святых христианской древности, имена которых драгоценно хранятся в памяти Церкви, а души – Духом Святым живут в памяти Бога, тела же ожидают всеобщего воскресения.

Святые помнят о тех, кто помнит о них. Важно стараться приобретать себе друзей в собрании святости. Как об этом говорится в Апостольском Символе Веры: «Верую в Общение Святых». Подлинной добродетелью было бы превратить каждый день календаря в воспоминание о святом. Так, чтобы вместо абстрактных чисел и дней недели, не знающей отдыха коммерческой современности, на рассвете и закате каждого дня верующие вспоминали имя святого, который празднуется. С возрастом время проходит быстрее, а дни становятся все более похожими друг на друга. Знание об обстоятельствах жизни и сути святости того или иного святого способны возвратить дням неповторимость, и замедлить ускользающее время. В поиске утраченного времени, как некогда озаглавил свой роман Марсель Пруст, да поможет Церкви, этому странствующему в истории обществу верующих, воспоминание святых.