Публикации

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Августин Соколовски

Каждое из великопостных воскресений посвящено особенному воспоминанию. Так, первое из них именуется Торжеством Православия.

Историческим поводом для этого празднования послужила победа Православной Церкви над ересью иконоборчества. В День Торжества Православия в богослужении совершается не только историческое воспоминание события, но осмысляется богословское значение самого праздника.

В историческом смысле иконоборчество было явлением в Византийской Церкви. Историки и богословы до сих пор не пришли к единому мнению о причинах его возникновения. Есть мнение, что оно представляло собой одну из первых попыток религиозной реформации христианства. Стремительное распространение Ислама повергло тогда византийских императоров в панику. Из-за запрета в Исламе изображения человека, они считали, что в успехах нападения арабов виноваты православные христиане. Лев III Исавр (717–741), правивший в первой половине 8 века, и его преемники, на протяжении столетия преследовали и уничтожали священные изображения.

Сторонники иконопочитания подвергались преследованиям. Наш богослужебный календарь хранит имена многих мучеников и исповедников этого гонения. Оно стало самым продолжительным в истории Православной Церкви систематическим преследованием за веру. Среди мучеников было много монашествующих и мирян. Монахи сохраняли у себя святые иконы, власти предержащие считали, что монастыри служили прибежищем для не желавших служить в чиновничестве и войске Римской Империи. Среди исповедников – святой монах Феостирикт (+770), в котором предание видит автора молебного канона Богородице «Многими содержим напастями». Редкое греческое имя святого переводится на русский язык, как «утвержденный Богом».

В 843 году на Поместном Соборе в Константинополе иконопочитание было окончательно утверждено, а иконоборчество осуждено и отвергнуто. Именно эта дата стала главным поводом Недели Торжества Православия.

Со временем это историческое воспоминание в Первую Неделю Великого Поста стало приобретать дополнительные богословские контуры. Так, в этот день вспоминаются Вселенские Соборы, Отцы Соборов, а также те Отцы Церкви, которые не приняли в них участия, но вклад которых в формирование православного вероучения был колоссален. По традиции, в отдельном молебном пении за богослужением произносятся их имена. Затем провозглашаются догматические истины и осуждаются их отрицающие.

«Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки», - написал Осип Мандельштам в 1922 году. В новейшее время в различных Поместных Церквях в чин Торжества Православия были добавлены названия новых лжеучений. Эта практика очень значима. Она позволяет определить, какие новые вызовы та или иная Церковь считает для себя важными в современности.

Церковь – это Общество Верующих, Церковь – это сообщество толкователей. Церковь – это Общество Верующих, Церковь – это сообщество толкователей. Призвание христиан каждого исторического момента заключается в том, чтобы ощутить гравитацию смыслов апостольского предания. Так делается очевидным, что забота по сохранению правильного вероучения, не дань прошлому, но заповедь на все времена, переданная Отцами Церкви ныне верующим во Христа.