Публикации

Преподобный Стефан Савваит

Августин Соколовски

Сегодня 26 июля, Церковь чтит память преподобного Стефана Савваита. Годы жизни Стефана: 725–794. Святого следует отличать от одноименного ему Стефана Савваита, почти современного ему, бывшего племянником преподобного Иоанна Дамаскина и писавшего богослужебные тексты. Само слово «Савваит» означает принадлежность к монастырю святого Саввы в Палестине. 

Подобно этому, по имени святых мест, Афона и Синая, в Церкви подвижники именуются «Афонит» и Синаит». В древности монах официально считался умершим, его вычеркивали из «светских» списков, он более не мог возвратиться в повседневную жизнь.

Обычно какой-либо одноименный святой, живший позже по времени, в месяцесловах именовался «новым». Но, в случае современников, такое наименование, по-видимому, не всегда было возможным. Память Стефана, соименного нашему сегодняшнему преподобному Стефана Савваита, Церковь празднует 28 октября. 

О нашем Стефане Савваите известно, что он был монахом монастыря Святого Саввы в Палестине. Подвизаясь в монастыре, а также и в пустыне, он, благодатью Бога, приобрел духовные дарования, дар прозрения, и чудес. Так, ему был открыт день своего отшествия ко Господу. Несомненно, что в глазах современников он был подобен библейским пророкам. 

Это было время первоначального распространения Ислама, когда прежде христианские православные земли были завоеваны арабскими властителями. Мусульманская религия в своих священных текстах в принципе отвергает возможность монашества пред Богом, а потому свидетельство преподобных Отцов в то нелегкое для Православия время, было необыкновенно важно.

На литургии Иоанна Златоуста, сразу же после преложения Даров в Тело и Кровь Христовы, священник поминает всех святых, перечисляя их чины. Монахи и подвижники именуются «преподобными» и «воздержниками». Способность к воздержанию ради Христа и Бога – это то, что столь важно сохранить в эту Осень Истории – наш безудержный и ненасытный век.

Мы чрезвычайно мало знаем о святом Стефане. Призывая его ходатайство в молитве, должны благодарить Бога за то немногое, что, из памяти о святом, вообще удалось сохранить. Житие святого Стефана – пример смиренной монашеской биографии, отречения от мира и дел его до такой степени, что даже бесценное и святое, дарованное свыше, подвижникам удавалось сокрыть. 

Подобные Стефану святые словно сами умолили Бога, чтобы Церковь и последующие поколения сподобились их забыть. Здесь на земле, при жизни, они последовали за Христом, чтобы с Ним и в Нем жить. Здесь же на земле по своей кончине, силой благодати, и в этом таинство безвестных святых, они оказались забыты, чтобы только в Господе Иисусе, с Ним и в Нем, на Небесах жить.