Публикации

Покров Пресвятой Богородицы

Августин Соколовски, священник, доктор богословия

Согласно церковному уставу, Праздником Праздников, главным торжеством богослужебного года является Пасха. Вслед за Пасхой, как бы на ступеньку ниже, располагаются двенадцать важнейших праздников, именуемых «двунадесятыми». Каждый из них непосредственно связан с Историей Спасения или же со Священной Историей. Особняком в этом ряду празднований стоит Воздвижение. Оно отчетливо выделяется из всех прочих торжеств как по обстоятельствам своего появления, так и по содержанию. 

Воздвижение – это одновременно исторический праздник, или лучше – Праздник Истории. Ведь посвящен он обретению Креста при императоре Константине (+337), а затем – при Ираклии (+641). Воздвижение – это также идейный или богословский, теологический праздник. Потому что несет в себе идею соединения, синергии, союза христианства и империи. И наконец, Воздвижение – это празднование в честь Креста Христова как святыни, предмета почитания и поклонения. 

Подобно Воздвижению, Праздник Покрова Пресвятой Богородицы также основывается на двух исторических эпизодах, является историческим празднованием. Однако содержание праздника не исчерпывается историей, и в этом удивительная параллель между Воздвижением и Покровом. Ведь Богородице, помимо библейской и священной истории, принадлежит совершенно особенная роль в провидении и спасении. Божественное домостроительство, то есть Дело Божье, направленное на завершение Истории Вселенной, находит в Ней или через Нее новые и в этой самой новизне парадоксальные пути своего осуществления. В этом аспекте празднование Покрова приобретает идейное, богословское, теологическое значение.

Одновременно, Покров Пресвятой Богородицы – это и святыня: ее одеяние, ее ризы, ее благословение. Конкретный материальный предмет, приобретший в свете спасительного дела Божия особенное символическое значение, но пребывающий в своем буквальном, рукотворном, осязаемом измерении. В этом смысле важно упомянуть Покров, или ризу Пресвятой Девы, хранящуюся в Соборе в Шартре, или же Пояс Богородицы, сохраняемый на Афоне. Святыни, связанные с жизнью Девы, имеют особенное значение, в первую очередь потому, что, согласно Преданию, Вере Церкви и богословию, Пресвятая Дева после Своей смерти, или как это именуется в литургии, Успения, не осталась почивать во гробе, но телесным образом была взята Господом на Небо.

Принято считать, что Покров является изначально русским праздником. Он был введен на заре истории Русской Церкви и лишь затем стал отмечаться и в других, в первую очередь балканских православных церквах. Гениальность русской традиции в приложении к Празднованию Покрова заключается, прежде всего, в способности увидеть сквозь призму исторических событий спасения города, а также политического, или даже военного измерения почитания Богородицы в Константинополе глубокое идейное, теологическое содержание. По сути, имевшее место однажды, дважды, а для очевидцев тех событий и для историков многократное спасение города не заслонило для русского умозрения в красках той подлинной, семантически важной и богословски релевантной составляющей участия Богородицы в судьбах истории. Ее приобщенность домостроительству Господа и Бога. 

Воздвижение и Покров являются таким образом прямыми аналогами или лучше – не противоречащими друг другу антиподами. В этом смысле исключительно важно, что Покров не стал одним из двунадесятых праздников. Ведь в почитании Господа Иисуса и Богородицы должна соблюдаться необходимая и безошибочная иерархия. Прославление Господа Иисуса и поклонение Честному Кресту в Воздвижении, Кресту, который совершенно не отделим от Распятого на нем, основывается на непререкаемом свидетельстве веры в Него как Искупителя, Спасителя, Господа и Бога. Бога как бесконечной самоадресации, вошедшей в историю. 

Почитание Богородицы велико. При этом, многократно повторяя за богослужением обращение «Пресвятая Богородица, спаси нас», Православная Церковь не забывает о его теологической условности. Ведь согласно Писанию, есть лишь Единый Бог, могущий спасти и погубить (Иак.4,12). Соответственно, воззвание к Пресвятой Деве о спасении означает просьбу о неоставлении и по сути является транссемантическим переводом древнего апостольского возгласа: «Пресвятая Богородице, помогай нам!». Покров как праздник спасающей даром благодати. Покров как спасение вопреки. Вопреки историческим обстоятельствам, вопреки обстоятельствам неспособности. 

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд», – говорится в Апокалипсисе (12,1). Существует мнение, согласно которому полумесяц изначально был символом Богоматери и Константинополя. Приходит на память древнерусский знак креста и полумесяца на многих церквях и соборах. Так Крест и Покров находят свое удивительное соответствие в знаках, символах, богословии. 

«Покрой нас от всякого зла честным твоим омофором», – говорится в акафисте Праздника. «Величаем Тя, Пресвятая Дево, тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны молящуюся», – поется в величании Покрова. Крест Христов как непреодолимая защита, Покров Богородицы как знамение имеющего вскоре раскрыться и завершить историю спасения от Господа и Бога во Христе.