Публикации

ПРОПОВЕДЬ НА ПАМЯТЬ ПРОРОКА МОИСЕЯ О ПРОЧТЕНИИ ВСЕГО ТЕКСТА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Августин Соколовски

3 (17) сентября Церковь празднует память пророка Божия Моисея. По образу трехдневного Воскресения Христова этот день приходится на третий день наступающего в сентябре церковного нового года. Празднование церковного новолетия 1 сентября – это древняя общехристианская традиция, которая, несмотря на всеобщее об этом забвение, по сей день сохраняется в восточном и западном христианстве в богослужении.

С этим воспоминанием великого пророка связано и празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина». Согласно Писанию, Моисей увидел Бога в горящем, но несгорающем кустарнике. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает», - говорится об этом в Книге Исхода (Исх.3,2). На церковнославянском и старорусском языке терновый куст обозначается словом «купина». Голос Бога был услышан Моисеем. Так началась история исхода. Библейский народ был освобожден из Египта. Было положено новое начало истории спасения всего мира во Христе, ярчайшим прообразом которого был Моисей. Именно с Моисеем беседовал Иисус Господь на Горе Преображение (Мф.17,3).

Для новозаветного сознания это явление несомненно предсказывало Деву Марию, которая в Себе носила Господа Иисуса Христа, живое слово Живого Бога, и при этом сохранилась здравой, невредимой и святой. Образ горящего и несгорающего тернового куста исполнился в Ней. Мария стала подлинной Неопалимой Купиной, а иконография изобразила Ее в одноименной иконе, которая в день памяти Пророка Моисея почитается в церквях.

Важно помнить, что в молитве призывается не икона, но Сама Божия Матерь, которая, согласно евхаристической молитве Церкви, Своим ходатайством изрядно соприсутствует и помогает христианам. Знаменательно и то, что в Событии Преображения в славе света Христова живой неопалимой купиной мессианского света стал Сам Моисей (ср. Мф.17,1).

Память ветхозаветных пророков празднуется Церковью в различные времена и дни церковного года. Но воспоминание это в наши дни остается незаметным для верующих. Пожалуй, единственным из пророков, кто по-настоящему празднуется всем народом, это Илия. Он, как самый воспоминаемый из древних библейских святых, стал своего рода олицетворением всей ветхозаветной праведности пред Богом до Пришествия в мир Христа.

Вместе с Моисеем Илия также беседовал со Христом в свете Преображения (ср.Мк.9,5). Получается, что в этот сентябрьский будничный день, Церковь, это странствующее в истории Общество Верующих, вспоминает и этого великого гонимого людьми, и преображенного Самим Христом Пророка. Одновременным образом неопалимой купины и Преображения Господня было и вознесение Илии на небеса на колеснице огненной (4 Цар.2,11). Когда Моисей спускался с Горы Синая со скрижалями Завета, лицо его также сияло невероятным божественным светом (Исх.34,29).

Отметим, что в гораздо более ранние времена в Церкви почитались многие ветхозаветные пророки. Немалое число библейских праведников вспоминается в церковном календаре. Среди них те, кто оставил после себя Писания, и те, кто, подобно Илии, не составил собственных священных книг. Имена их хранятся в церковном календаре, но в живой памяти верующих им, к сожалению, более не осталось места.

Пожалуй, самым очевидным свидетельством того, что ветхозаветные святые почитались в древности, остаются богослужебные тексты. Древние константинопольские и иные гимнографы посвятили им литургические последования, с которыми легко можно ознакомиться на страницах богослужебных книг, находящихся в современном употреблении.

Дело в том, что церковный народ в целом, в особенности же, восточно-римские, константинопольские императоры, и их преемники и подражатели в различных землях, от Галлии до Эфиопии, считали себя наследниками славы ветхозаветных царей, Давида, Соломона, видели себя учениками и продолжателями дела пророков.

«Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его», - говорится в Евангелии (Ин.19,34). Древняя Церковь не забывала о том, что по образу крови и воды, которые излились на Кресте после удара копья из ребра Христова, она составилась из родных Иисусу по крови иудеев, которые уверовали, и из прежде не веровавших в Единого Бога язычников. «Седьмая вода на киселе», - говорит русская пословица.

Язычники прежде поклонялись ложным божествам и были чуждыми Богу. Парадоксальным, неожиданным, неподотчетным и во многим трагическим для ветхозаветного библейского народа образом (ср.Рим.11;7-8), Бог, Духом Святым, во Христе Иисусе усыновил себе их, сделал частью Народа Божия. Эта двухсоставная структура Церкви является чрезвычайно важной. Потому живая память о пророках необходима и обязательна. В ней напоминание о самой сути евангельского благовестия, и, подобно Неопалимой Купине, знамение исполнения ветхозаветных библейских слов и христологических образов.

Как напоминание и упрек Божий каждому в этот день прозвучали евангельские слова 15-й Недели по Пятидесятнице. В 22-й главе 35–46 стихах Евангелия от Матфея говорится о том, как некий законник, искушая спросил Господа о том, какая заповедь в законе является обязательной.

В ответ на вопрошание Господь говорит о любви к Богу и ближнему, как о двух главнейших и взаимосвязанных заповедях. Затем Он Сам спрашивает собеседников о том, кто такой Христос? Является ли Мессия простым человеком, сыном Давида просто как его потомок, или же ему, как Посланному Богом с большой буквы, то есть в подлинном и единственном смысле этого слова, подобает особенное почитание. Пожалуй, это одно из самых известных повествований из Евангелия. Ему посвящено множество проповедей, святоотеческих и современных комментариев. Сейчас нет нужды его пояснять.

При этом, если взглянуть на этот евангельский отрывок, в общем и целом, легко обратить внимание на то, чем были заняты умы людей того времени. Те, кто испытывал, или искушал Господа на предмет мессианского ведения, не спрашивали его о времени падения римской власти, переменах в мире или других обстоятельствах времени, но задавались вопросами о сути Писания. Получается, что даже те, кто понимал Библию неправильно, постоянно в ней поучались. Самой актуальной для них новостью и самым злободневным вопросом был для них вопрос о заповедях. Какая заповедь больше, какая менее важна, вопросы правильного богопочитания, и иные многие были подлинными вопрошаниями, представляли собой постоянную задачу, запись, которую было необходимо расшифровать. При этом все они обладали своим объяснением, имели его наготове, когда, например, вопрос им задал Сам Иисус Господь. Никто не мог, не считал себя вправе сослаться на собственное неведение, проявить невнимание к Писаниям, или же вообще ответить, что никогда их не читал. Вспомним и том, что священные тексты в ту эпоху не были доступны каждому, как доступны нам. Знали они и об особых, теологических по сути своей понятиях, одним из которых были вопрос о Христе.

Не только наши современники, большинство из которых люди неверующие, или не принадлежащие к Церкви, а потому не считают для себя чтение Писаний необходимым, но и мы, православные христиане, на деле более не поучаемся в чтении божественных слов. Место Писания в практике нашей в лучшем случае занимает благочестивое чтение, или же молитвенные тексты. Но само написанное слово Божие забыто. Не следует и задаваться вопросом о том, кто из нас целиком прочитал Библию. В мою скромную бытность преподавателем Духовной Семинарии и Академии из студентов Писание я имел возможность удостовериться, что от начала до конца Ветхий и Новый Завет не прочитывал почти никто. А ведь речь шла о будущих диаконах, священниках и даже епископах.

Отсюда происходит та пустота и тот вакуум, который мы ощущаем в повседневной жизни. Ибо Писание – свежее дыхание, тот ветер, в котором Бог явился пророку Илии. Суета это не просто забота о вещах, не имеющих значения, но реальная тягчащая гравитация повседневности, тяготящая всякого человека, не дающего ему возможности дышать и жить.

Священное Писание – не просто божественные слова, записанные на бумаге, но, как об этом издревле учили Отцы, одна из стадий, ступеней, степеней воплощения Бога в истории. Бог создал этот мир. Он сотворил Его и, тем самым, явил себя во всем творении. Затем, в гораздо более радикальной степени Его приближения и воплощения, явил Себя в человеческом слове. Именно в текстах Писания. Наконец, боговоплощение стало наиболее совершенным этапом само-явления Бога Своему творению, которому мы приобщаемся через причащение. Слава Богу, что Церковь, как общество верующих, особенно те православные христиане, кто пребывает в рассеянии, вернули себя в практику регулярного причащения. Вспомним, что вот времена Российской Империи большинство православных причащались раз в году. Каждый член Церкви должен был предоставить справку от духовного ведомства, что единожды год участвовал в исповеди и причащении. Иначе, у государства возникало опасение, не замыслил ли сей человек некий бунт, по причине чего избегает исповеди перед причащением. Империя жила своей жизнью, формализовала религиозную сферу, но в итоге получила именно то, чего опасалась. Государство распалось, об этом знаем из уроков истории в школе. Но распалась и Церковь – факт гораздо менее известный – на множество самых различных, часто противостоявших друг другу частей. Самой славной и избранной этой частью стали те, кого именуют Новомучениками и Исповедниками Церкви нашей. Многих других, к великой скорби, и след простыл: кто-то забыт, а кто-то попросту уверовал в большевизм.

В этом – великое поучение. Подобно тому, как некогда, в XVI веке отказ многих богословов Римской Церкви в праве каждого христианина читать Библию непосредственно стал ускорителем протестантской Реформации, в результате чего Западное Христианство распалось надвое, отсутствие постоянного поучения в Писаниях в Российской Империи весьма способствовало тому, что общество в ней разделилось на тех, кто придерживался прежней религиозной веры и на агрессивную массу неверующих.

Неисповедимыми путями Божьими народ Господень вернулся к регулярному причащению. Настало время возвратиться к Писанию, к его чтению. Самое время начать это в эти дни, когда, согласно древней традиции, начинается церковное новолетие. Ведь 1 (14) сентября, согласно условному библейскому летоисчислению, начинается новый год.

Практика постоянного чтения Писания особенно актуальна в наше непростое время, когда есть общины и приходы, где совершение регулярных богослужений не представляется возможным.

Базовым и самым простым правилом здесь было бы прочтение одной единственной главы Писания в день. Начиная с Книги Бытия и заканчивая Пророком Малахией, а затем так называемыми неканоническими Писаниями. Само такое распределение чтения и времени – великий жест смирения. Ведь если прочитывать весь библейский текст по одной главе в день, всей оставшейся жизни взрослого человека может не хватить на полное прочтение. Поэтому лучше ускорять этот темп. Иначе жизни не хватить. Смерть застанет человека на половине всего библейского текста, а может всего лишь на одной четверти, или даже на десятой части. Как умереть, не прочитав Библию, как закончить дни свои на земле, не встретив Бога в Его слове, в котором Он полностью Себя явил. Так из малого евангельского чтения о заповеди и Славе Христовой рождается для нас спасительный урок.

Господь преподносит в Евангелии спасительный урок. Сам Он говорит в Евангелии. Слова Его преподносятся. Но и само Евангелие – это Его слово. Книга Евангелия покоится в церкви на престоле, на самом антиминсе, на котором совершается Евхаристия. В этом указание на неразрывное родство между божественным словом в Священной Книге и Его Словом в Евхаристии. Если нет возможности регулярно причащаться Телу и Крови Христовым, спасительно приобщаться плоти и крови Его слов в божественных Писаниях.

Слава Богу, приведшему нас вместе помолиться вместе в храме и почтить великих святых, среди которых сияет Пророк Моисей. В этот день в церковном календаре празднуется память многих почитаемых святых. Это и Иоасаф Белгородский, ходатайство которого в этот день несомненно призывают в Белгороде. Это Митрофан Воронежский. Более того, это и Петр и Феврония, чья совместная память и почитание, как покровителей православного супружества, с особой торжественностью празднуется в измученной безбрачием и одиночеством нашей земле.

Так поневоле получается, что Моисей забыт. Наверное, среди великого множества православных христиан мы единственные, кто о нем действительно помним. Он радуется и благословляет нас. Светом благодати, которая в преддверии Пришествия Христова обильно почивала на нем, и, тем более, ныне в великом избытке на нем почивает Церковь благословляет. Улыбается и машет рукой. Сие да будет так.