Августин Соколовски
19 февраля Церковь празднует память преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. В этом году день памяти преподобных приходится на Неделю о Страшном Суде. До начала Великого Поста остается всего одна неделя.
Святые были великими подвижниками, богословами, учителями духовной жизни. Они творили знамения и чудеса. Празднование памяти Варсонофия и Иоанна – это приношение Церкви особенной самобытной подвижнической традиции, некогда процветавшей в монастырях Газы.
Появление монашества в Палестине было тесно связано с развитием паломничества к Святым Местам. Монашеская традиция здесь не была однородной, и развивалась как минимум, в трех основных центрах: собственно Палестине, на Синае и в окрестностях Газы.
Олицетворением собственной традиции монашества в Палестине на все времена стали Евфимий Великий (377-473) и Савва Освященный (439-532); на Синае – Иоанн Лествичник (579-649); в Газе – празднуемые сегодня Варсонофий Великий и Иоанн Пророк.
Великий древний библейский город Газа, в котором некогда Самсон обрушил храм Дагона, погубив филистимлян (Суд.16;23-30), в древние времена лежал на пересечении торговых путей.
Так, из Книги Деяний мы знаем, как на пути из Иерусалима в Газу Апостол Филипп крестил здесь эфиопского евнуха (Деян.8,26). В первые века христианской эры Газа была центром культуры и образованности. Здесь процветало училище ораторского искусства и была даже собственная самобытная богословская школа.
В окрестностях Газы существовали монастыри.
Начало монашеской жизни здесь было положено Иларионом Великим (291-372). Епископом Маюма близ Газы был антихалкидонит Петр Ивер (411-491), которому ряд ученых приписывает авторство произведений, вошедших в историю с именем Дионисия Ареопагита. Там же принял постриг величайший монофизитский богослов, епископ Север Антиохийский (465-538). В Газе учил и писал свои произведения великий оратор и экзегет Прокопий Газский (475-528). Здесь же родился и подвизался Авва Дорофей (510-580), ученик его Досифей (VI век), и многие другие.
Варсонофий Великий был родом из Египта. Однако, о его происхождении и юности мы ничего не знаем. При изучении его биографии создается впечатление, что, подобно древним библейским пророкам, Бог предопределением благодати сохранял жизнь Варсонофия под покровом.
О Варсонофии упоминает юрист, писатель и видный церковный деятель той эпохи Евагрий Схоластик (536-590). В своей Церковной Истории он писал: «В то время во многих местах жили мужи богоносные и великие чудотворцы. К числу таких мужей, всюду просиявших славой, принадлежит Варсонофий, родом египтянин. В одном монастыре близ города Газы он во плоти проводил жизнь бесплотную и совершил множество чудес, которых и не упомнишь. Все уверены, что он еще живет, заключившись в хижине, хотя уже больше 50 лет, как он скрылся от взора» (IV,33). Сохранилась также латинская версия жития святого.
Путем тщательной реконструкции отдельные сведения о жизни Варсонофия удалось почерпнуть из его ответов на вопросы учеников. По особому промыслу Божию, хотя сам Варсонофий ничего не писал, таких ответов сохранилось чрезвычайно много.
Житие Варсонофия, а также свидетельства его переписки, доносят до нас пример удивительного, синергического и, пожалуй, неповторимого в истории взаимодействия святых: самого Варсонофия, Иоанна Пророка, Аввы Дорофея и Аввы Серида.
Итак, Варсонофий постоянно пребывал в отшельничестве, Иоанн следовал за ним. Так, он 18 лет прожил в затворе в келье, где до этого подвизался Варсонофий.
Серид приносил Варсонофию причастие и пищу, а Дорофей был учеником Серида, который и был игуменом монастыря.
Отцы передавали Варсонофию и Иоанну вопросы из мира, и записывали их. Иоанн также давал ответы, которые, по мнению исследователей, отличались бóльшим практическим смыслом. В свою очередь, ответы Варсонофия более пространны.
Вопросы и ответы Варсонофия и Иоанна распределены в зависимости от адресата:
1. В первой части помещены письма отшельникам;
2. Во второй - монахам в общежитии;
3. Наконец, в третьей, отдельной рубрике, находятся послания мирянам и епископам.
Напомним, что Древняя Церковь считала монашество и епископство несовместимым, потому что, среди прочего, епископ был обречен жить в миру. Древние каноны говорили о невозможности епископу монашеский постриг. Отголоском этой традиции в нашей Церкви является практика, согласно которой, архиерей, принимающий великую схиму, обязан уйти на покой.
Творения Варсонофия и Иоанна представляют собой великое наследие. В русском переводе издано более 850 ответов обоих отцов. После кончины Серида ответы записывал игумен Илиан. Дорофей же собрал все ответы вместе.
Помимо Иоанна, Серида и Дорофея, Варсонофий едва ли кому доверял. Вверял себя одному лишь Богу. Он был прирожденным и убежденным отшельником. Боговидение в одиночестве было подлинным призванием Варсонофия. Характерной чертой его мировоззрения было уклонение от богословских споров.
Варсонофий обладал даром совершать знамения, Иоанн мог предвидеть будущее, а потому именовался Пророком. Помимо этого, об Иоанне неизвестно почти ничего. Он отошел ко Господу весьма рано, около 540 года, вскоре после кончины Аввы Серида. Варсонофий оставил этот мир в 563 году.
«Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (Откр.11,3). Отображая эти таинственные слова Апокалипсиса, Варсонофий и Иоанн ныне ходатайствуют за Церковь в Общении Святых.