Публикации

Неделя XII по Пятидесятнице О Богатом Юноше

Каждое воскресенье — это Малая Пасха. Подобно тому, как в Великий Пост и Пятидесятницу Община каждый раз собирается на Евхаристию в воскресенье, День Солнца, для торжества в честь дел и слов Господних, так и каждое воскресное евангельское чтение в течение года, – не просто отрывок Евангелия, но Торжество в честь дел и слов Христовых. 

Чтение XII Недели по Пятидесятнице воспроизводит для Слуха Общины евангельский рассказ о богатом юноше. Юноша подходит ко Христу и спрашивает о том, что нужно сотворить, чтобы унаследовать жизнь вечную. Знание библейских Писаний помогает нам понять, насколько юноша был добродетелен. 

Господь перечислил ему заповеди. Юноша же подтвердил, что каждую из них с детства хранил. Юноша искал и спрашивал о жизни вечной, о которой сам Моисеев Закон ничего не говорил. Да, в Пятикнижии содержится обетование приложиться к народу (ср.Быт.25,8). Но не более того. Получается, что юноша был не только праведен, но его праведность в чем-то была выше Закона. «Всё все сохранил я от юности моей; чего же недостает мне?» (Мф.19,20).

«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (21-22). Юноша ушёл. Так навсегда завершилась его встреча с Господом. 

II

Для понимания сути евангельского понятия добродетели необходимо обратиться к учению Церкви о Благодати. Господь призывает Общину различать времена и сроки (ср. Мф.16,3). 

Итак, первый человек, Адам, был сотворен таким образом, что до грехопадения он мог не грешить. Благодать была дана ему в помощь. Благодать была силой, помогавшей совершать добро. 

По грехопадении наступило иное время. Человеку был дарован Закон, содержавший, помимо десяти заповедей Моисея, множество других заповедей. Бесконечное множество постановлений и правил. Но человек мог совершать только зло. Потому, по словам Августина, закон был лишь … комедией. Он мог лишь вскрывать смехотворную напрасность всякого человеческого усилия. Об этом много сказано и у Апостола Павла. Человек не мог ничего, и даже делая добро, он в сердце своем ненавидел добро. Страшился и боялся Бога. «Потому что нельзя увидеть Бога и остаться в живых» (Исход 33,20).

Господь Иисус пришел и на Крест взошел. Благодать Христовых Страданий излилась на мир, на Церковь и христиан таинственным путем божественной коммуникации. По своей сути, Благодать и есть коммуникация. Общение с Богом, которой не было на путях Закона. 

Благодать Нового Завета дает силы совершать добро. Сама будучи любовью, она дает силы творить добро, потому что прежде дарует способность любить добро. В любви к Богу. Потому что всякое добро от Бога, всякое добро – Сам Бог. 

В Новозаветном Времени человек не может не грешить. Община ожидает Времени после времени, когда она более не сможет грешить. По образу Господа Иисуса, Который подлинно свободен именно в силу неспособности грешить. Господь Иисус, одно из имен которого – Благодать. 

Догматическое построение учения о благодати чрезвычайно важно, ибо отображает саму суть Веры Церкви. Оно же приоткрывает и смысл того, что сегодня Господь сказал богатому юноше.

III

У всякой человеческой добродетели и достижения может быть звериное, дьявольское лицо. Лицо тех, кто поклоняется зверю и образу его (Апокалипсис 13,15). По отношению же к богатству и золоту кривое лицо добродетели это есть то самое звериное число. «Золота, которое Соломон получал ежегодно, было по весу шестьсот шестьдесят шесть талантов» (2 Пар.9,13). Господь сказал богатому юноше о богатстве. Но мог бы сказать и о всякой человеческой добродетели.  

По отношению же к современности это Господне слово о богатстве особенно релевантно. Закрываются храмы, но строятся банки. Храмы горят, а банки множатся и стоят. Сегодня именно они - произведения архитектуры. «Вне Церкви нет спасения», - говорили Древние Отцы Церкви. Сегодняшний девиз современности: «Нет спасения вне рынка».

Слово Господне всегда злободневно. «Живо и действенно и острее всякого меча» (Евр.4,12). По аналогии со всякой добродетелью, начало которой – от Господа, слово Церкви не может молчать. Оно должно быть пророческим. Звуча вовремя и не вовремя, оно не может молчать. Но должно обличать» (ср.2 Тим.2,4). В особенности по отношению к богатству. «Ведь корень всех зол – сребролюбие» (1 Тим.6,10).

IV

Однако, перенести пафос обличения Господа Иисуса исключительно на светское секулярное сообщество было бы искажением смысла. Ведь всякое слово Господа, в первую очередь, слово обличительное, обращено к Общине. Семантика Церкви, как вечно обновляющегося сообщества, Церкви, перестающей быть Церковью без постоянно продолжающейся конструктивной само-деконструкции - Ecclesia Semper Reformanda – позволяет увидеть нам в образе юноши Церковь. Церковь вечно юная и вечно молодая. Церковь – Богатый Юноша, который не хочет отдать.

Церкви, особенно те исторические Церкви, что ведут свое преемство от апостольских времен, накопили богатый опыт Предания. «Все это сохранил это от юности моей» (Мф.19,20). Но именно это осознание богатства собственного опыта должно быть для Общины подлинным поводом просить Господа приоткрыть Общине и её ложное лицо. Ту обратную сторону всякого, в том числе духовного, богатства, в результате которого «богатый юноша» на деле оказывается и «нищ, и слеп, и наг» (Откровение 3,17). 

Первые христиане называли Церковь «Апостольской», потому что она была бедна. (ср.Деян.4,32). Церкви, которая за тысячелетия своей истории обогатилась богатством веры, традиции и опыта, важно уметь учиться новому. Попытаться, хотя бы в Конце Истории, в Миссии и Милосердии, начать учиться отдавать.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski