Августин Соколовски, доктор богословия, священник
Сегодня суббота вселенского поминовения усопших. В этот день Церковь сугубо молится за всех тех, за кого некому помолиться и кого некому помянуть. Именно в этом изначальная цель и назначение подобных дней поминовения, которых в Православной Традиции всего два: в субботу перед днем Святой Пятидесятницы и за неделю до начала Великого Поста.
Со временем, универсальный, вселенский и не поименный смысл всеобщего поминовения стал теряться. Верующие, которых от постоянного посещения храма удерживали повседневные заботы, а также обстоятельства времени, как это было в советскую эпоху, стали сугубо поминать своих родителей и родных. Потому поминовение сделалось поименным, а вселенские субботы получили наименование «родительских».
«Чаю воскресения мертвых», - говорит Церковь в своей молитве устами Символа Веры. Церковь ожидает воскресения мертвых, воскресения мертвых она ждет. Молитва за усопших позволяет нам верить и надеяться, что мертвые воскреснут во славе. Другие Символы святоотеческой эпохи выражают это убеждение во всеобщем воскресении более конкретно: «Верую в воскресение плоти».
Вера во всеобщее телесное воскресение является догматом веры, таким же важным и необходимым для выражения сути христианской веры, как догмат о Троице или же вера в божество Христово. Она основывается на евангельском благовестии о телесном воскресении из мертвых Самого Господа.