Публикации

Два Рождества

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

В эти дни мир празднует Рождество Христово. Празднует, но не весь. Ведь Русская Церковь, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Польская, а также Святая Гора Афон, живут по другому литургическому календарю. Потому только ожидают праздник, имеющий наступить 7 января.  

Это расхождение календарей кажется случайным. Однако, для верующего библейского сердца нет ничего случайного. Подобно тому, как Господь Иисус в Евангелии неоднократно призывает учеников прочитывать знамения времен, мы также призываемся к тому, чтобы задаться вопросом, почему же Бог определил так, что времена и сроки празднования такого ключевого события истории нашего спасения, как Рождество, могут различаться. Как и всюду, здесь присутствует промысел.

Особый замысел Божий в определении разных дат празднования Рождества заключается в возможности для тех, кто празднует позже, удивительным образом осознать себя первыми христианами.

Первые христиане жили в ожидании Пришествия Христова. Многие из них уже были очевидцами земной жизни Господа Иисуса, пережили Его Крестную Смерть, стали свидетелями Его Воскресения и Вознесения. Таким образом, Пришествие Мессии в мир, Его Рождение в Событии Рождества, и все другие события Великой Жизни Сына Человеческого наполняли собой их бытие. Бытие определяло сознание. И они, первые христиане, таинственным, сакраментальным образом как бы летали над землей, окрыляемые Словом Бога, и Евхаристией. Ведь Таинство Тела и Крови Христовых, как об этом свидетельствует Книга Деяний Апостольских, совершалось ими каждый день по домам.

Парадоксально то, что этим бытие их не исчерпывалось. Ведь они ждали Второго Пришествия, или, лучше, возвращения Господа. Подобно тому, как когда слышен стук в дверь, раздался звонок по телефону, пришло сообщение по домофону, говорящее, «открой передо мною дверь, ведь я вхожу». В сознании первых христиан Господь уже переступил порог. И они жили напряженным ожиданием Господа Иисуса. В каждом дыхании нашей земли они чувствовали Его шаги, сердцами своими эхом повторяли Его сердцебиение.

Подобным образом, и православные христиане, празднующие Рождество Христово позже остальных, призваны осознавать, что это приближение «Запоздалого Рождества» подобно неминуемому приближению Господа для первых христиан.

Когда Господь Иисус рождался в Палестине – этой, по сравнению со всем огромным тогда миром Великих Стран и Великой Римской Империи, ничтожно малой сирийской области – никто не знал об этом. И даже сохраненные для нас Духом Божьим повествования о Рождении Спасителя в Евангелии суть великие символы и образы того превосходящего всякое разумение и непередаваемого события, что совершалось в Рождестве. Мир не знал о том, что рождается Мессия и Спаситель, мир полностью был занят своими делами и заботами, каждые у которого всегда свои, но, несмотря на это, совершенно похожи. Язычники Рима праздновали День Солнца, ведь дни начинали прибавляться, другие народы отмечали что-то свое, а кто-то, как философы и страдальцы, ждали правды или задыхались в одиночестве. Как и во все времена, люди делали лишь свойственное им, они жили и умирали.

Сегодня, видя, как секулярен наш мир, и как ничтожно мало число тех, кто в святую ночь перед Рождеством пошел в Храмы Божьи, как велико число тех, кто, празднуя, не придает этому дню никакого религиозного значения, мы получаем от Господа в Дар удивительную возможность понять и увидеть, как это было на самом деле и в те времена в Палестине. Все было также и точно именно так.

Ожидая наступления Рождества по Юлианскому Календарю, Церковь, как Общество Верующих, призвана задаваться вопросом о своей готовности. Вспоминать переиначенный некогда пионерами лозунг: «Будь готов! Всегда готов!». Готов встретить Бога, готов к Рождеству, готов ко Второму Пришествию.

Готовность, о которой провозглашает Евангелие есть готовность особенная. Необходимо понимать, что всякий день может оказаться последним. Причем понимание это – не та память смертная, о которой писали отцы пустынники: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь». Нет. Наше лукавое время является библейскую правду о не дарованности будущего сквозь повседневность. Злого лукавого времени. Когда господствует никем до конца не понятая беда. Когда ближние и дальние уходят.

Необходимо понимать, что подлинно последним может оказаться всякий день для нас и для тех, кто с нами. Дорожить своей жизнью и жизнью других. Каждый раз, просыпаясь, видя своего супруга или супругу, встречая на кухне сестру или брата, просто человека, идущего на встречу по улице, повторять: «Спасибо, что живой!». Как некогда Серафим Саровский называл каждого «своей радостью». Возглас «Радость моя» как благоговение перед жизнью. Благодарение за мгновение. Научиться такому восприятию времени означает дать Богу посмотреть на нас глазами ближнего.

Злое время и Господь. Старающийся, спешащий, стремящийся вернуться. Как во времена восторжествовавшего в 1917 году в России большевизма казалось, что времена закончились – стоит только почитать «Окаянные Дни» Бунина или другие воспоминания современников … Во времена ГУЛАГа сидельцам верилось, что вскоре лагерем станет весь мир. Тогда же людям в Христианской тогда Европе казалось, что пожар Мировой Революции вот-вот охватит собой всю землю. А при нацистах казалось неминуемым, что, вот-вот, и будут уничтожены все евреи, а затем и славяне, и многие другие народы … Коричневый кулак тогда казался уже сокрушающим бытие Божьего Мира. Но нет! Господь обратил все это вспять. Так, что и камня на камне от всего этого не осталось.

Сегодня, в эти окаянные дни, время вспомнить слова самой радостной и пасхальной книги Новозаветного Писания – Откровения Иисуса Христа, Апокалипсиса. «Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который есть, и был и грядешь, что Ты принял великую силу и воцарился. Ибо рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить живых и мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Апок.11;17-18). Господь исцелит и помилует Свой Мир. Продлит его бытие. Или же, что для православных христиан самое радостное, Сам вернется вскоре.