Августин Соколовски
23 ноября Церковь празднует память мученика Ореста Врача. Святой был весьма почитаем в христианской древности на Православном Востоке. К его молитвам прибегали с просьбой об исцелении. К месту страдания мученика в Каппадокии во множестве стекались паломники. Ныне же Орест Врач – забытый святой.
По месту своего происхождения и страдания святого также именуют Орестом Тианским. Тиана – весьма известный в древности город в Южной Каппадокии.
Этот древний город на юге Каппадокии в первые века христианства был оплотом язычества, был известен, как место жизни и деятельности Аполлония Тианского. Этого философа и легендарного совершителя чудес (+98) древние языческие полемисты, а также современные критики религии противопоставляли Христу.
Мученик Орест практиковал врачебное дело согласно своему призванию. Тот факт, что название его профессии впоследствии стало частью его имени в месяцеслове, свидетельствует о том, что Орест был подлинно врачом от Бога.
Одновременно, Орест был благовестником, то есть миссионером и проповедником, делом и словом свидетельствовал о Христе.
В Великое Гонение Диоклетиана, около 304 года, Орест пострадал за веру. Причиной стало обвинение, что проповедь Ореста обращает ко Христу слишком многих. Тогда же в Палестине был умучен за веру также бывший родом из Каппадокии великомученик Георгий.
По словам одного из славословий Ранней Церкви, «Кровь Мучеников есть Семя Церкви». На рубеже второго и третьего столетий эту мысль озвучил древний учитель Карфагенской Церкви Тертуллиан (+220). Орест Врач и Георгий Победоносец, несомненно, были тем «семенем благовестия» благодарю проповеди и мученичеству которых, языческая прежде Каппадокия стала христианской.
В благодарность эта Великая Страна даровала Церкви многих Отцов Церкви, подвижников и благовестников, среди которых, Великие Каппадокийцы, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, а Просветительница Грузии Равноапостольная Нина (+335).
Позже, когда христианство в пределах Каппадокии весьма распространилось, еретик-арианин, Император Валент требовал у святителя Василия (330–379) уступок в православной вере. Согласно житию, царь угрожал ему смертью, но это не помогло. Василий, как это и подобает православному епископу, не боялся никого и ничего. «Император не решился привести в исполнение своих угроз и удалился», - свидетельствует жизнеописание.
Однако, не получив желаемого, Валент коварно разделил Каппадокию на две части. Таким образом, Тиана сделалась столицей Второй Каппадокии, а епархия Василия была разделена. Во главе ставшей независимой тианской епархии стоял епископ еретик Анфим.
Святыня, место поклонения подвигам мученику Оресту попала в руки еретиков. Об этом святой Василий весьма сожалел в своих творениях. Как и все православные каппадокийцы, в силу мученического свидетельства и проповеди в Каппадокии, святой воспринимал Ореста Врача, как своего подлинного отца в вере.
Известно, что единственное пока полное собрание житий святых на русском языке принадлежит святителю Димитрию Ростовскому. Написанию этого бессмертного труда святой посвятил более двух десятков лет. Однажды в видении Димитрию явился мученик Орест и сказал: «Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал». «Какой ты Орест, тот, память которого в декабре, или же ноябрьский», - спросил святитель. «Память моя в ноябре», - ответил мученик и показал святителю свои раны. Это был наш Орест Врач.