Публикации

Пророк Иона

5 октября Церковь чтит память пророка Ионы. Дни пророческих памятей имели особенное значение в Константинопольской Церкви в эпоху Вселенских Соборов. Ведь Императоры видели себя преемниками не только римских цезарей, но и иудейских царей. Песнопевцы посвятили пророкам литургические тексты, написали службы и каноны. В, наше время, когда из пророков торжественно празднуется только Илия, каждая пророческая память является для Общины драгоценным поводом вспомнить тех, кто во времена «глада слова Божия» (Амос 8,11), во всей Вселенной, единственные продолжали это  слово возвещать. 


По свидетельству библейского текста книги пророка Ионы, пророк получил от Бога повеление идти на проповедь в Ниневию. Ниневия VIII-IX веков была огромным городом, Иона испугался и отказался выполнять свою миссию. Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися, - пишет Великий канон. Итак, пытаясь избежать выполнения своей миссии, Иона сел на корабль, который шел в другую сторону, попал в шторм, был выброшен за борт, оказался проглоченным рыбой, но, в итоге, спасен. Господь вторично послал Иону на проповедь (Иона 2,1), и в этот раз Иона пошел. «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (2,4). 

Подобно всем великим городам, Ниневия была огромным человеческим городом — городом со своими страхами и ожиданиями. Город греха услышал проповедь Ионы, сам царь провозгласил покаяние. Пророчество Ионы о предстоящем разрушении звучало предельно радикально и смело, а потому, казалось, что Ионе просто оставалось этого разрушения подождать. Вопреки ожиданию,  Ниневия  покаялась пред Богом, а потому была сохранена.

Ветхозаветное отношение человека ко грешнику редко было милосердным, и на примере Ионы это было особенно отчетливо видно. Когда Ниневия избежала разрушения, Иона «сильно огорчился этим и был раздражен» (Иона 4,1). Итак, видя, что Ниневия стоит, а само пророчество кажется опровергнутым и поверженным, Иона начал страдать и скорбеть. «И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4,2).

Итак, огорченный Иона вышел из города и сел напротив врат, чтобы  видеть, что будет с городом.  В сильном зное над Ионой вдруг выросло некое растение, которое Писание в русском переводе называет «тыквой», а в латинской транскрипции передается словом qiqajon. На самом деле, в библейской науке до сих пор нет однозначного мнения о том, что же это было растение или дерево. Само же слово «тыква», или qiqajon по отношению к этому дереву,  упоминается в Библии лишь однажды. «И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению» (Иона 4,6).

Для христианского сердца очевидно, что растение, сохранившее было пророка Иону от полуденного зноя, есть указание на Древо Креста. Еще не наступившее тогда в истории, тенью своей оно уже покрывало Иону и спасало ниневитян. Крест — в котором Всепрощение. Крест — на котором уснул Господь. Крест — где, по словам литургии Апостола Марка, совершилась «ужаснейшая за всех смерть плотью», и, одновременно, воссияла Улыбка Бога.  

иерей Августин Соколовски / Dr Augustin Sokolovski