Публикации

Православный приходской психолог

При Вознесенском соборе ведутся консультации приходского психолога - прием ведет Виктория Александровна Левина, бакалавр психологии (Московский институт психоанализа, регистрационный номер диплома № 895 от 14.12.2015).

Направления консультаций - кризисные, депрессивные, тревожные состояния; панические атаки; семейные конфликты; эмоциональный интеллект (работа в группе); поиск и осознание себя; детско-родительские отношения.

Дополнительные вопросы и прием ведется по предварительной записи по тел. 8  707 710 03 22, а также письмом на почту Levina.psy-help@mail.ru.

Статьи Виктории Александровны Левиной.

«Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы

каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в

теле, доброе или худое» (2 Кор.5:10)

Хочу начать публикацию статей по психологии и о психологии, так как дело спасения бессмертной души обоюдное, Бога и человека. Преданием Восточной Церкви всегда утверждалась синергия Божественной благодати и человеческой свободы: мы соработики, и как говорит апостол Павел «Но каждый должен быть внимательным к тому, как он строит.» (1 Кор.3:10). Строительство предусматривает деятельность, деятельность включает в себя многое: безусловно начиная с молитвы, осознанностью себя в мире, взаимоотношениями с людьми, трудом в своей специальности, взаимоотношением в семье и т.д.

Мои статьи будут направлены на возможность осознания, в первую очередь себя, и через себя близкого, а если получиться, Бог даст, то и врага. Допустим, как нам понять "Люби твоего ближнего, как самого себя" (Матф.22:46). А так, понимая свои немощи как лень, раздражительность, скуку, равнодушие и т.д., мы должны понимать, что другой человек так же немощен. Но мы себе делаем поблажки из любви к себе, но почему-то не хотим прощать данные состояния ближнему. Еще хуже, если без помощи Божьей мы беремся усилием своей, конечно свободной воли, взращивать добродетель, а через это получаем гордыню превосходства и впадение в гнев по отношению к близкому немощному, который не обладает теми же ресурсами как вы.

Так при чем тут психология? Дело в том, что психика человека, есть усвоенные и наработанные, начиная с внутриутробного развития, привычки и убеждения индивидуальности. Укореняясь в своих привычках и убеждениях, мы считаем, что все что мы делаем «единственно верно». Это происходит потому, что мозг человека, для сохранения энергии, выдает нам защитные реакции в виде лени, не желании что-то менять в своей жизни, увидеть новые возможности. Уже тут можно видеть одну из проблем «топтания на месте» в духовном росте.

Каждый человек идет ко Христу своими путями. Каждый имеет ту или иную степень воцерковленности. Каждый имеет ту или иную организацию психики и физиологии, поэтому как говорил Свт. Серафим Саровский ««Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», или перефразируя - начни с себя. А что бы было легче понять, что с нами происходит, мы и обратимся к психологии, которая как наука о душе, поможет разобраться во многих хитросплетениях нашего состояния.

Следующая наша встреча будет посвящена понятиям индивида, индивидуальности и личности. Соотношению задатков, раскрываемых в способностях, как талантах.

С любовью Виктория Левина.

Доброго здравия, уважаемые читатели колонки приходского психолога. В прошлый раз я остановилась на рассмотрении таких понятий как индивид, индивидуальность и личность. Отмечу, что уточнение понятий, даже в повседневной жизни, очень важно. Иначе каждая сторона при возможном диалоге, может следовать своим логическим выводам исходя из своих знаний о предмете, в результате они не поймут друг друга. Вот вам и первая причина, часто встречающихся недопониманий и разногласий.

И так, начнем с индивида. В святоотеческой литературе, чаще всего индивид трактуется как «частность от целого», как принадлежность человека к человечеству. Индивид, та данность, которая всецело отличает человека от животного и растительного мира. Обобщающее и наиболее полное богословское понятие дает прп.Иоанн Дамаскин в его труде, гл.11 «Об индивиде» в «Философских знаниях», но это богословские суждения, кому интересно, может найти сей труд и изучить его. Понятие «индивид» в психологии, так же относит его к представителю вида Homo sapiens, то есть «части от целого», но как наука более конкретизирует свойства индивида, подчеркивая её как основу или субстрат. Каждый индивид наделен общими для человеческой природы свойствами, такими как –

-принадлежность определенному полу;

-конституционные особенности;

-нейродинамические особенности работы мозга;

-органические потребности индивида;

что проявляется в темперамент и задатки. Темперамент и задатки трудно поддаются коррекции волевым участием человека. Приведу пример, родилась девочка, хрупкая, с тонким скелетным каркасом, с чуть заторможенными реакциями на раздражительные стимулы, но в последствии выяснилось, что с хорошим голосом и слухом. Родители, одержимые идеей отдать в большой спорт, обрекают девочку на почти непреодолимые усилия и постоянную усталость, так как задатки основанные на её свойствах индивида, ни как не соответствуют поставленным «целям».

Увы сходные свойства индивида, особенно на стадиях детского возраста, могут ввести в заблуждение родителей, кем быть ребенку. Для определения же задатков, необходимо разностороннее развитие, чтобы выявить способности, которые формируются и раскрываются из задатков. Если конституционные особенности таковы, что слуховой аппарат достаточно чувствителен для восприятия всего спектра звука, то конечно будет легче научить ребенка нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах. Из это следует, что родителям надо быть внимательными к проявлениям деятельности детей, не навязывая своих желаний.

Индивид содержит в себе потенцию к развитию, росту, познанию. Сам по себе индивид – сущность человеческая, но не раскрытая. Поняв себя через свойства индивида, темперамент и задатки, по крайней мере можно найти проанализировать свою деятельность и найти те ошибки, которые отражаются на настроении и физическом состоянии в ежедневной деятельности.

Статья 2.

Доброго здравия, уважаемые читатели колонки приходского психолога. С данной статьи начнем размышление о человеке. Человек в мире выступает как субъект деятельности, преобразования созданного Богом мира. Причем не только как возможность изменения среды обитания посредствам труда, но и главное преобразования себя самого. "Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи" говорил прп. Серафим Саровский, определяя деятельность человека в труде саморазвития и благодати Божьей. Так или иначе человек очень сложное, многогранное и интересное создание, невозможное в полной мере быть познанным ограниченным человеческим разумом. Однако, перед нами стоит задача изучить человека как индивид, индивидуальность, субъект и личность. Данные понятия не тождественны, каждое можно рассмотреть, как определенный этап в развитии человека в его специфическом представлении бытия человека. В практическом и даже духовном смысле, поняв глубже себя, на сколько это возможно, мы сможем объяснить поведение другого человека, возлюбить его, понять и простить.

Может возникнуть вопрос «зачем разбирать данные понятия», затем что психика определяющая наше поведение, отношение, убеждение формируется у человека соразмерно данным этапам. Поэтому начнем с уточнения понятий, что очень важно, чтобы не было путаницы. Иначе, каждая из сторон полемики при возможном диалоге, может следовать своим логическим выводам исходя из своих знаний о предмете, в результате они не поймут друг друга. Вот вам и первая причина, часто встречающихся недопониманий и разногласий.

И так, начнем с индивида. В святоотеческой литературе, чаще всего, индивид трактуется как «частность от целого», как принадлежность человека к человечеству. Индивид, та данность, которая всецело отличает человека от животного и растительного мира. Обобщающее и наиболее полное богословское понятие дает прп. Иоанн Дамаскин в его труде, гл.11 «Об индивиде» в «Философских знаниях» - «…индивидом называется то, что, хотя и разделяется, однако после деления не сохраняет своего первоначального вида. Например, Петр делится на душу и тело. Но ни душа сама по себе не есть уже полный человек или полный Петр, ни тело. Философы и говорят об индивиде в этом смысле, согласно которому он обозначает основывающуюся на субстанции ипостась.», то есть совокупность тела и души каждого и в то же время присущее всему человечеству. Нам важно это понимать, так как сам Господь наш Иисус Христос воспринял именно все свойства индивида, сущностную природу человечества, но не индивидуальности и даже личности, как некоторым может показаться.

 Понятие «индивид» в психологии, так же относит его к представителю вида Homo sapiens, то есть «части от целого», но как наука, более конкретизирует и анализирует свойства индивида, подчеркивая её как основу или субстрат. И так, индивид - это целостная биологическая система, основанная на генотипическом материале, определяющая работу нервной системы, всех внутренних и внешних органов человека во взаимосвязи, и образующая прижизненно фенотипические свойства образующихся от разных условий жизни и воспитания. Вдумчивый читатель видит, что данная научная формулировка передает смысл понятия индивида прп. Иоанном Дамаскиным.

Какие же свойства принадлежат индивиду, из чего с научной точки зрения состоит и что присуще всему человечеству? Разберем, с краткими комментариями:

-принадлежность определенному полу (каждый человек предопределен по мужскому или женскому роду);

-конституционные особенности (каждый человек имеет определенную морфологическую, биохимическую и физиологическую константу, регулируемую нервной системой);

-нейродинамические особенности работы мозга (сила, слабость, уравновешенность, динамичность и лабильность нервных процессов, имеющихся и формирующихся в связи с постоянным процессом, в отличии от животных, меилинизации аксонов, что дает возможность человеку переучиваться и менять свои привычки);

-органические потребности индивида (пищевая, продолжение рода, защитная, ориентировочная, познавательная);

Из данных свойств формируется фундамент индивида, на котором или из которого проявляется темперамент и задатки, являясь базовой основой для развития человека. Расхожее понятие темперамента у всех «на устах», но я все же уточню, данный важный фактор влияющий на развитие, восприятие, обучение, трудовую и другие сферы жизни человека. Принимая и отталкиваясь от физиологической теории И.П.Павлова, темперамент – индивидная характеристика субъекта в его ответной реакции на раздражимость (как внешнюю, так и внутреннюю) не зависящая от содержания, хотя содержание порой может выступать самим раздражителем. Темперамент первый главный элемент индивидуальности, о которой мы будем говорить в следующей статье.

Темперамент трудно поддаётся коррекции волевым участием человека. Приведу пример, родилась девочка, хрупкая, с тонким скелетным каркасом, с чуть заторможенными реакциями на раздражительные стимулы, но в последствии выяснилось, что с хорошим голосом и слухом. Родители, одержимые идеей отдать в большой спорт, обрекают девочку на почти непреодолимые усилия и постоянную усталость, так как задатки, основанные на её свойствах индивида, никак не соответствуют поставленным «целям».

Увы сходные свойства индивида, особенно на стадиях детского возраста, могут ввести в заблуждение родителей, кем быть ребенку. Для определения же задатков, необходимо разностороннее развитие, чтобы выявить способности, которые формируются и раскрываются из задатков. К примеру, если конституционные особенности таковы, что слуховой аппарат достаточно чувствителен для восприятия всего спектра звука, то конечно будет легче научить ребенка нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах. Из это следует, что родителям надо быть внимательными к проявлениям деятельности детей, не навязывая своих желаний. Данное отступление по темпераменту и задаткам в большей степени относится к индивидуальности, о чем будем говорить в следующий раз.

Индивид содержит в себе потенцию к развитию, росту, познанию. Сам по себе индивид – сущность человеческая, но не раскрытая. Индивид, это скорее о себе самом, поняв себя через свойства индивида, темперамент и задатки, по крайней мере можно проанализировать свою деятельность и найти те ошибки, которые отражаются на настроении и физическом состоянии в ежедневной деятельности. Тут конечно возникает проблема, как быть, если работа не соответствует задаткам, на что отвечу, что существует не один вариант решения, который можно обсудить при личном консультировании.

Далее раскрывая понятие индивид, его значимости, затронем область биоэтики Церкви. Если индивид как частность от человечества, имеющего потенциал развития, то зачатие имеет ту отправную точку развития индивида, о котором уже есть любовь и промысел Божий. Потому Церковь православная и выступает против аборта, считая его убийством человека. Человек рождается индивидом, развивается, растет, набирается опыта, меняется в качестве индивида на протяжении всей своей жизни, до самой смерти, как душа от тела отделиться. На жизненном пути индивиду предстоит пережить всякое, но сам индивид никогда не измениться. Понятие индивид несет в себе глубину осознания причастности к роду человеческому, созданного по образу и подобию Божьему, уважительного и смиренного отношения к каждому человеку. Конечно трудно увидеть индивида в пьяном, грязном бомже, но вспомните, сам Господь учит нас «35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.» (Мат.25). Данные слова еще раз говорят о восприятии естества человеческого и возможности перемены жизни в любой момент, так как мы помним, что индивид как данность есть дар Божий. Порой можно слышать поговорку «горбатого могила исправит», но она никак не относится к православным, так как место исправлению через покаяние и изменение своей жизни есть всегда! И данный факт подтверждается последними научными изысканиями о пластичности мозга, если коротко, то это возможность изменения своих привычек, установок и «принципов», путем направления свободной воли человека.

В практическом смысле разбор понятия индивид, должно сформировать у нас трепетное отношение к другому человеку, как сокрытой тайне, которая раскрывается в течении всей жизни, так как сам Господь воспринял сущность или природу человеческую и «не погнушался». Это будет первым шагом к осознанию себя и другого человека на уровне человечества, то что нас всех объединяет. Следующая встреча будет посвящена разбору понятия «индивидуальность». До новых встреч!

Ваш приходской психолог Виктория Левина.

Перевод с греч. проф. Н.И. Сагарды

Генотип – генетическая конституция. Согласно И.П. Павлову прирожденный тип нервной системы, связано с понятием темперамент (Головин С.Ю. Словарь психолога-практика- 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Харвест, 2007-976 с.)

Фенотип – согласно И.П. Павлову склад деятельности нервной высшей системы, образуемый в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Возможность формирования характера. (Головин С.Ю. Словарь психолога-практика- 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Харвест, 2007-976 с.)

(14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.

Статья 3. Индивидуальность.

Рассматривая понятие индивид в предыдущем номере, стало очевидно, что индивид есть сущность, природа человеческая, одновременно присущая как всему человечеству, так и каждому человеку. Индивид, та базовая неизменяющаяся человеческая природа, которая остается неизменной на всей протяженности жизни. Для психологии достаточно то, что в индивиде заложены задатки и потенции для роста и развития личности, через индивидуальность. Для православного необходимо понимать, что природа, сущность человеческая и как тождественный им индивид, поврежден первородным грехом, но содержит в себе промысел Божий о спасении души, в возможности осознания, раскрытия и реализации в деятельности, образа и подобия Божьего. В результате чего, задатки и потенциал развития личности рассматриваются как возможность спасения в жизнь будущего века. Я акцентирую ваше внимание на данном падшем состоянии индивида (природы), потому, что, рассматривая понятия индивидуальность и личность, данный факт необходимо учитывать и не забывать. Помните, что психология изучает психику человека, развивающуюся на всем протяжении жизни от зачатия до смерти в поврежденном первородным грехом индивиде, и это повреждение имеет влияние на всю возможность становления личности во спасение.

Начнем далее изучать человека, индивидуальность, понятие от которого хочется чуть выше поднять голову, потому как тут скрывается смысл неповторимости и обособленности нашего Я от других. В настоящее время наука психология определяет индивидуальность как системную и функциональную организацию человека в неповторимости его своеобразия, имеющую свое основание в индивидных свойствах и развивающуюся в уникальных взаимодействиях с окружающим миром через способности, заложенных в задатках индивида. Давайте уясним и запомним, что ни индивид, ни индивидуальность не несет в себе морально-нравственных надстроек.

Индивидуальность рассматривается как уникальность биологическая, физиологическая и конечно психологическая. Рассмотрим кратко, по порядку, биологическая уникальность как фенотип включающий определённый генетический код, который определяет пол, внешний вид, здоровье, возрастные изменения, отпечатки пальцев, цвет глаз, цвет волос, рост. Но если эти факторы выступают на первый план индивидуальности, то это будет ошибкой, так как мы никак не прилагаем к этому усилий, но принимаем данность как Я в неповторимом теле. Но тут можно заострить внимание на принятии себя в данном теле, ведь бывает, что человек видя себя в зеркале, на фотографиях, видеосъемке недоволен собой и не принимает себя как Я. Давайте разберемся, почему это может происходить. Формирование собственной идентичности происходит по А.Валлону в период от 6 до 18 месяцев, ребенок очень заинтересован отражением, проявлением мимики, движением рук. Можно предположить, что с этого момента происходит осознание не только своего тела, но и того психического Я, которое отвечает нашему «могу» и формирует целостность восприятия окружающего мира, поэтому, когда дети крутятся около зеркала, они не кривляются, а познают себя самих, существующих в этом мире. Помимо отражения в зеркале важны в развитии детей, игры с определением тела ребёнка, «а чьи это пальчики?», «а чьи это глазки» и т.д.  Тут нам важно усвоить, что совокупность тела и психики очень важны, и конечно с точки зрения индивидуальности, каждое уникальное тело будет воспринимать мир усваивая получаемые ощущения через то восприятие, которое в индивиде получило задаток для развития в способностях через индивидуальность.

Физиология индивидуальности определяется процессами поддерживающих жизнь включающих в себя механическую, биохимическую, биоэлектрическую деятельность клеток, органов, нервной и гормональной систем. Тут нам важно усвоить, что если на уровне индивида мы все схожи, то в индивидуальном плане мы все различны. Поэтому если вам жарко, то необязательно жарко другому. К физиологии относится и понятие темперамент. Я придерживаюсь теории И.П.Павлова, и поэтому предлагаю следующее разделение на типы нервной систем:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову — сангвинический темперамент;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову — флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову — холерический темперамент);

4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову — меланхолический темперамент).

Темперамент индивидуальная данность, её нельзя изменить волевым усилием, только если немного. Рассмотрим темперамент человека на примере людей в приходе на Церковной службе. Сангвиник и флегматик как сильные типы, могут отстоять всю службу «как положено», хотя сангвиник относительно флегматика, порой может отвлечься, но быстро вновь настроиться на службу. Холерик доставляет себе и окружающим достаточно много хлопот, у него то возникают внезапные вопросы, то есть срочная необходимость переместиться на «лучшее место», он подвижен в течении всей службы. Меланхолик, службу с трудом выстаивает, быстро устает, нуждается в поддержке и приободрении. Данные описания касаются их физиологического состояния, и порой волевое усилие не приводит к положительному результату, однако из всего есть выход и возможность приспособиться.

Далее рассмотрим индивидуальность в психическом аспекте, не забывая, что она базируется на био - физиологической основе. Если биологические и физиологические параметры наблюдаемы и измеряемы, то с психикой дело обстоит труднее. Если тело формируется во внутриутробном состоянии согласно генотипу и заданности, то психика формируется, хотя и на основе био-физиологического субстрата, но в большей степени зависит от взаимодействия со средой развития. Наглядным примером воздействия среды на формирование психики является естественный «эксперимент», когда дети попадают на воспитание к животным. В психиатрии и психологии детям, воспитанным животными, ставят диагноз «синдром Маугли». То есть все заложенные в индивиде задатки, реализуемые в способностях индивидуальностью, могут не проявиться при отсутствии воспитания. В процессе воспитания, как возможности формирования человеческих навыков, прежде всего важно поведение воспитателя. Посудите сами, ребенок Маугли научается есть без помощи рук, бегать на четвереньках, издавать определенные звуки лишь только потому, что копирует поведение животного, без назиданий и слов. Поэтому, когда вы в очередной раз заставляете ребенка выключить телевизор и почитать книгу, вспомните чем вы чаще всего занимаетесь, и так во всем. И так, психика — это формирующаяся деятельность, основанная на восприятии объективного мира, преломленного через индивидуальные физические и биологические данные в геноме, для регулирования своего поведения и адаптации к окружающей среде. Деятельность в данном определении выступает как многогранный смысл включающий: мышление, ощущения, слух, эмоции, чувства, инициативность, волевые усилия, ответственность, целеполагание, внимание, память. У.Джемс считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения или деятельности.

И так, нам необходимо понять, то, что индивидуальность отвечает на вопрос «как?» и «какой?». Например, Ирина как индивид принадлежит к роду человеческому, имеет поврежденную первородным грехом природу. Как индивидуальность она родилась женщиной, рост 165, глаза серые, волосы русые, крепкого телосложения, сильный уравновешенный, подвижный тип нервной деятельности, в геноме получила некоторые наследственные заболевания, например, близорукость. Она воспитывалась в крестьянской семье, ловко управляется с уходом за скотом. Мышление конкретное, прагматичное. Хороший слух и голос. Что мы можем сказать об Ирине, как индивидуальности? Она хороший работник, и хозяйка, ко всему умеет и с пользой отдохнуть, участвуя в хоре сельского клуба. Поменяйте некоторые параметры индивидуальности, и вы получите другого человека. Зачем данное описание? Затем, что все мы разные в выражении своей индивидуальности, Господь нас создал в многообразии. Мы же порой пытаем навязать не свойственную другому свою индивидуальность, причем как критерий эталона правильности. Возлюбить ближнего, значить принять свою уникальность и уникальность другого как неизведанный мир, как интерес, как познание.

Резюме, индивид и индивидуальность не относятся к морально-нравственным оценкам, скорее это образованно как данность в уникальном выражении себя в мире. А вот личность, задающая вопрос «кто Я», уже стоит на определении принципов жизни, занимая позицию добра или зла, или нейтральную. О чем и пойдет разговор в следующем номере.

Фенотип (от греч. phаino — обнаруживаю, являю и typos — отпечаток, форма, образец) — любой поддающийся наблюдению признак организма — морфологический, физический, поведенческий. Термин предложен в 1909 г. датским биологом В. Иогансеном. Фенотип является продуктом взаимодействия генотипа и среды.

Анри́ Валло́н (фр. Henri Wallon; 15 июня 1879 — 1 декабря 1962) — французский психолог, нейропсихиатр, педагог, философ, общественный и политический деятель проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека, без учета морально-нравственных аспектов.

https://ria.ru/society/20070120/59423658.html - по данному адресу о детях Маугли, можно прочесть подробнее

11 января 1842 — 26 августа 1910; американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

Статья 4. Личность.

Постом приятным, дорогие читатели, колонки церковного психолога. Сегодня мы приступаем к размышлению над понятием личность и его усвоением. Для начала вспомним, что индивид и индивидуальность, отвечают скорее за наши природные качества, их можно диагностировать, видеть в проявлениях. Задатки данные в индивиде, определенные генетически, раскрываются в индивидуальных способностях. Например, в индивиде вы получили хорошие голосовые связки – это задатки, чтобы развить их, вам необходимы способности, осуществляемые через индивидуальные возможности, для развития виртуозности пения. Индивидуальные возможности, как вы помните, основываются на биологической, физиологической и психической основе. То есть, у вас хороший голосовой аппарат, вы поете в свое удовольствие, но что бы выйти на сцену оперного театра, вам надо иметь способности к развитию и укреплению голоса в виртуозности владения им. Но, ваше желание петь в оперном театре будет иметь ограничение в способностях. Если у вас хороший голос, трудолюбие, но по темпераменту вы подвижны и активны, так что выстоять двухчасовую длительность оперы вы не в состоянии, то возможно вам подойдет джаз с его экспрессией, в принципе на этих основаниях и существует отбор учеников, но сегодня не об этом.  И вот тут возникает вопрос, а кто всем процессом деятельности руководит и направляет, кому что-то хочется или отрицается, кто предпринимает усилия или опускает руки?

Правильно, это личность. Понятие личность притягивает внимание многих наук как философия, социология, история, литература, педагогика и конечно богословие и др. Нас же интересует психологический аспект понятия личности. Но и тут возникают многие трактовки, как, и на основании чего личность развивается. Забегая вперед скажу, что личность, понятие, имеющее становление в осознанной деятельности, личностью не рождаются, она созидается.  Не будем забывать о том, что психология наблюдает и изучает природу падшей души, поэтому теории и гипотезы развития личности в процессе жизни, от рождения до смерти, предлагаются принципиально разные, в зависимости с какого ракурса рассматривается человек. Но знание этих теорий, порой помогает прогнозировать и корректировать поведение человека в его взаимодействии с социумом.

Кратко рассмотрим основные теории личности в психологии. Теория З.Фрейда заявляет, что личность развивается мотивируясь[1]либидо[2] и имеет невротические состояния в развитии при неудовлетворенности. Структура личности по З.Фрейду, это Ид (инстинкты), Эго (собственно Я – думающий и осознающий), и Супер-Эго (совесть и идеал Я). Все бы хорошо, если бы не сознание, которое имеет уровни: сознания, предсознания и бессознательного, лично я считаю данное открытие З.Фрейда является основным вкладом в науку психологии. Данное открытие важно, так как поведение людей, порой для них самих, не однозначно и необъяснимо с позиций объективности. Это происходит потому, что вытесненные в бессознательное, травматические опыты жизни, создают психологическую защиту, которая не позволяет человеку осознать свое поведение, в этом может помочь психолог. Так же при высокой степени рефлексии[3], которую можно развивать через осознанность себя самого в поведении, бессознательные процессы становятся очевидными. В святоотеческой аскезе, такой навык называется трезвение[4].

Далее следует индивидуальная психология А.Адлера, основана она на реализации значимости личности в таких сферах как работа, дружба и любовь(семья). Степень реализованности личности зависит от внешней оценки социума по указанным параметрам. Если они не удовлетворены, то ты неудачник, что влечет к развитию неврозов и депрессии.

Эго-теория личности Э.Эриксона рассматривает взаимодействие биологического (индивидного) созревания человека и его расширяющимися возможностями взаимодействия с социумом. Интересная и популярная теория, так как рассматривает личность целостно в её развитии посредством индивида, индивидуальности и субъекта деятельности в социуме[5]. Э.Эриксон уделял большое внимание воспитанию и формированию качеств характера личности для успешной деятельности. Иначе, если определённый этап для развития качества прошел не успешно, то в дальнейшей жизни человек вынужден преодолевать, нарабатывать упущенные качества, так как они вызывают конфликт. Например, такое качество характера как инициативность, по Эриксону формируется в возрасте 3-5 лет, родителям это знакомо по заявлениям ребенка «я сам!». Игнорирование этого заявления - суперопекой, выполнением за ребенка функций самообслуживания, обосновывая нехваткой времени; высмеянием неловких попыток завязать шнурки и т.д. создает у ребенка чувство вины и досады, и как следствие отбивает в дальнейшем желание или инициативность к деятельности.

Американский психолог Б.Скиннер ставит во главу угла научение из благоприятного опыта, заключенного в паттерны[6] поведения. В настоящее время очень распространена в виде тренингов по наработке необходимых навыков. Но главный принцип теории, закрепление необходимого поведения заключается в позитивном подкреплении (одобрение, поощрение, внимание и т.д). Например, есть такая техника «зеленых чернил», она противоположна травмирующим красным. Суть – при проверке заданий вы подчеркиваете зелеными чернилами те места, которые выполнены хорошо, давая возможность ребенку сравнить и исправить «неудачные» места. Так же и в наработке привычек, подчеркиваем и хвалим достойные поступки и действия, даже если попытка вымыть пол по вашему мнению не удалась.

Отечественные психологи, такие как Л.Выготский, Эльконин, А.Леонтьев, Л.Божович и др. разрабатывали глубокие и фундаментальные теории личности, основой которых являлся принцип развития личности с раннего дошкольного возраста до осознания достижения себя самого как целостность, как ответственную личность за свои поступки, имеющую воздействие на окружающий мир, социум.

Даже из такого краткого обзора видно, что личность так или иначе возрастает, укрепляется, воздействует на среду, утверждается, проявляется. В данном контексте развития, личность так же, как и индивид и индивидуальность не несет морально-нравственного определения. Личность может быть, как проявлением зла и упорствующая во зле, например, Гитлер. И личность может быть проявлением любви и добра, например, Св. Елизавета Федоровна.

Важно ли понимание уровня развития своей личности православному христианину? Однозначно, да. Ведь в православной антропологии личность рассматривается как проявление «образа Божьего» в человеке. Проявление, становление или уподобление «по образу и подобию» говорит о необходимости деятельности, ведь вера без дел мертва. 

Личность проявляется через характер, отстаивание своих границ и принципов, возможности преодоления малодушия, проявлении участия и любви к ближнему. То есть работа над ответственностью, самостоятельностью, терпением, смирением есть проявление личностных качеств, которые увы могли быть не сформированы в детстве и не отрефлексированы во взрослом состоянии. Поэтому если вы уступчивы, но не смиренны, то можете идти на поводу неблаговидных поступков, не имея возможности со смирением сказать «нет». Невротичная личность, не умеющая взять ответственность на себя, находиться в постоянной тревоге «не живя». Вот как пишет Эрик Фромм о невротике: «…возлюбить ближнего своего, является главной заповедью и невозможность выразить свою любовь через принятие, уважение, участие, поддержку ведет к невротическим сначала состояниям, а затем и заболеваниям». Посудите сами, вы поссорились с другом, видите, что ему плохо, вам бы проявить любовь и сочувствие, но действие тормозится невозможностью сделать шаг, в результате не проявление любви оборачивается гневом на самого себя, а затем и в раздражительность по отношению к другим, так как для вас как христианина принцип любви главенствующий, но невыполнимый как грех. Так что же с личностью, личность возможно и развивается, только в каком направлении?

И так, мы пришли к пониманию того, что личность — это та непостижимая основа, которая требует развития и отвечает на вопрос «кто». Индивид и индивидуальность скорее отвечают на вопросы «что и как». Поэтому личность будет провялятся в мир посредством индивидуальности (как), имеющей основу в индивиде (что), как природной сущности человека. Поступки обнаруживающие личность, как плод и обозначат полюс развития «от Бога» или «с Богом».

В следующей статье, разговор пойдет о выборе своего «предназначения», талантах, творчестве.

Статья 5. Характер.

         Если вы следите за ходом предыдущих статей, то вы наверняка усвоили, что индивид, индивидуальность, личность разные уровневые составляющие развития человека. И если индивид, выражая себя через индивидуальность не старается взрастить в себе полноту личности, через преодоление, проживание, принятие обстоятельств, как хороших, так и плохих, то личность может и не состоятся.  Давайте усвоим, что личность понятие динамическое, каждый раз делает выбор, каждый раз преодолевает внутренние барьеры, каждый раз делает шаг.

Митрополит Антоний Сурожский, как-то в своих беседах, приводил слова своего отца «читая, больше размышляй». Вот и сейчас подумайте, какие качества личности развиты в вас? Для лучшей рефлексии[1] пройдемся по базовым, важным качествам деятельной личности:

Доверие

Самостоятельность

Инициативность

Ответственность

Дружелюбие

Принятие

Попробуйте с ручкой и листком бумаги, описать свое состояние в каждом качестве. Сделайте анализ, какого качества не хватает вам или хотелось бы с ним поработать, и какие шаги можно предпринять для упрочнения какого-либо качества. Это не праздное занятие. Дело в том, что поведенческий опыт формирует тот или иной сценарий реагирования на возникающие ситуации, что в свою очередь формирует или разрушает то или иное качество характера. Притча о талантах[2] с точки зрения психологии, как раз об этом. Например, если вы доверчивы, то развивая и приумножая данное качество укрепитесь в вере и доверии Богу, Бог даст через ваш талан доверия в какой-то степени узреть промысел Божий о себе. Если же, вы свой талан доверия, послушав окружающих, сокроете и станете все более недоверчивым к людям, то и к Богу вряд ли разовьете доверие. Так, ваш талант будут зарыт…

Давайте рассмотрим на примере опыта чтения утреннего правила, проявляющиеся качества характера. Мы знаем, что православному, необходимо каждое утро его исполнять. Что бы быть исполненным, необходима вера - рождающаяся из доверия. Далее, самостоятельность, как ответственность за определение времени для чтения молитв. Инициатива в оформлении молебенного уголка, дружелюбие по отношению к близким в возможности договориться с ними, что бы не отвлекали вас минут 15-20 и в то же время принятие возможных непредвиденных обстоятельств, отвлекающих от молитвы. Если у вас нет доверия и веры, то и молитвы не состоится. Если нет самостоятельности, то вместо молитв вы будете в постоянном «поиске» какую молитву бы почитать, в результате только потратите время. Нет ответственности, вовсе запустите молитвенное правило. На сердце раздражение, вместо дружелюбия – мысли будут заняты осуждением, но не молитвой. Чувствуете отчуждение вместо принятия, это говорит о каком-то упущении в организации чтения утреннего правила. Что же получается? Чтение правил - великий труд по укреплению в духе во Христе через имеющуюся свободную волю, подчиняя вышеуказанные качества на исполнение воли Божьей.

Далее поговорим о характере. Хорошо или плохо иметь сильный характер? Правомерны ли заявления родителей, что их дитя «упрямый как …»? Во-первых, характер формируется! Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, формирующихся и проявляющихся во взаимодействии с окружающим миром. Как правило характер формируется благодаря усвоению поведенческих стратегий значимых близких, порой в причудливой мозаике копирований. Как пример, можно слышать – «…он такой же упертый, как его дед…», или «она такая же легкая на подъем. как её мать…» и т.д. Но не все так однозначно, копирование не значит «калька», так как индивидуальные особенности проявляющиеся на основе природы индивида, будут создавать свой уникальный характер. Например, ваш сын холерик (подвижный, сильный, не стабильный тип нервной деятельности), дедушка живущий с вами и имеющий авторитет у внука имеет характерную черту – скрупулёзность в мелочах, любит порядок и чистоту. И эта особенность деда, будет хорошим подспорьем для формирования у внука, структурности и четкости мышления, то есть по характеру он будет способен быстро и четко принимать решения, причем упорядочено, с учетом всех мелочей. Если бы у внука был темперамент флегматика, то решения бы принимались долго, характер был бы менее решительный, но более стабильный и основательный.

Черты характера можно нарабатывать, менять, избавляться от не желательных, вследствие того, что это психологические наработки. Но порой характер принимается как собственность и нечто ценное, от которого трудно отказаться. Возможно и не стоит, а стоит лишь сменить убеждение и быть упрямым в достижении добра и люби, а не упорству в потворстве своим прихотям и страстям. Поэтому упрямство, можно сказать, не плохое качество, главное правильно применять его.

Какую пользу можно извлечь из данной статьи? Что дает нам понимание своего характера? Польза однозначна в том, что какой бы ни был у вас характер, его качественные черты всегда можно направить на благо, на укрепление веры и жизнь в Боге и с Богом – и это главная предназначение православного христианина.

К личностным качествам относятся и таланты. В настоящее время таланты рассматриваются как раскрытие, укрепление и умножение их как даров Бога, к ним относятся – милосердие, любовь, миролюбие, доверие, целомудрие, смирение, терпение, покаяние и многие другие. Например, у вас дар таланта милосердия, вы живя в миру до воцерковления, любыми способами отрицали этот дар, как ненужный, так как в современном мире приветствуется жесткость и бесчувствие. Но Господь управил, и вы вернулись в лоно Церкви, теперь вам надо будет вновь «перевоспитывать» себя делами добра и милосердия, приумножая данный вам талант. А вот наработанные жесткость и бесчувствие можно обратить во благо, борясь ими же с греховными помыслами, а для этого и необходимы данные качества. Слава Богу за всё! Нам важно понять и усвоить, что талант это не «призвание в профессии», а духовные таланты, которые нам надо приумножать, кем бы мы ни были. То есть землепашец в своем труде и финансист в своем, ни отличаются друг от друга в необходимости раскрытия духовных талантов, и они могут быть схожи. Поэтому профориентация это конечно хорошо, но суть для нас православных в другом. Выбор профессии в скором времени станет базироваться на анализе данных ДНК, где можно будет считывать все задатки человека и определять наиболее подходящие виды труда. Данная возможность, как вы понимаете не отнимает необходимости раскрытия талантов и становления во Христе.

И так, сегодняшняя статья раскрыла вам понимание, что характер может быть изменен, в отличии от темперамента. Талант – Дары Духа святого, которые мы должны раскрывать и приумножать, помощью Божьей и своими усилиями через проявление характера.

 

[1] (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.

[2] Евангелие от Матвея Гл.25:15-30

Статья 6. Психологическое здоровье .

Здравствуйте читатели моей колонки. В предыдущих статьях я раскрыла, а вы уверенна усвоили понятия индивид, индивидуальность и личность. Все три понятия важны и раскрывают сущность человека, созданного по образу и подобию Божьему. Я хочу еще раз кратко напомнить, что природа человеческая данная в индивиде, выражается индивидуально посредством личностных усилий. Усилия — это качества, воспитываемые родителями, обществом, культурой примененные в социуме. Общественная среда или социум имеют свои законы развития - политические, социальные, экономические и т.д. Для того что бы взаимодействовать с другими людьми, и необходимы законы и возможность личности следовать им в индивидуально допустимых границах. Если эти границы нарушаются, то к человеку предъявляются взыскания, основанные на уголовном кодексе, общественном порицании, и что нас особо интересует - понимании психического здоровья человека.

Психология, психическое здоровье, понятия – только в последние года два- три начали в какой-то степени приниматься людьми. Хотя парадокс состоит в том, что реплика «я что сумасшедший?» должна была на чем-то базироваться. Я так понимаю, что тут была некоторая путаница как раз-таки в недопонимании значений индивидуальности и личности. То есть яркая индивидуальность могла выразить себя неординарно, но в рамках установленных границ общества, о ней «шёпотом» или покрутив у виска могли сказать, что он(она) «ненормальная». Я хочу, чтобы вы усвоили, что индивидуальное поведение, отличающееся от вашего, не дает нам права относится к человеку предвзято!

Для прояснения ситуации кого же считать «ненормальным», а кого «нормальным» мы и порассуждаем в настоящей статье.

Рассматривать психологическое здоровье я буду на основании принятых Всемирной Организацией Здоровья критериев. Вчитываясь, анализируя и рефлексируя на указанные ниже критерии, можно будет произвести самооценку благополучия своего психологического состояния.

Первым критерием является осознание и чувство непрерывности своего «Я». Ваше я не дробится, вы, вспоминая себя в детстве, юности, и т.д. понимаете, что это были вы и за все поступки несете ответственность. Если вы не принимаете всю свою жизнь целиком, вычеркивая эпизоды: боль, потери, промахи, неблаговидные поступки, а вспоминаете только радостные события, успех, одобрение, то тут встает проблема принятия своей идентичности, целостности и как следствие укоренение в низкой критичности к себе, своим поступкам.

Второй критерий – высокая приспосабливаемость к изменениям повседневной жизни, социальной и природной среде. Данный критерий очень напоминает терпимость, в психологии это показатель ригидности[1] и чем он ниже, тем лучше.

Третий критерий – соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий. Если в автобусе или другом месте, нам наступили на ногу, мы должны понимать, что человек сделал это случайно! И если мы в ответ начинаем толкать и кричать на человека…, то это является не соответствием психической реакции на воздействие.

Четвертый критерий – способность управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами. К сожалению, данный критерий все более рушится и нарушается, поэтому все чаще можно видеть и слышать громкую речь в транспорте или на улице, когда говорящий по телефону не стесняется выносить на публику все тонкости семейных неурядиц, проблем по работе и т.д. А нарушается он потому, что есть проблемы с пока еще психологическим компонентом личности, как значимость.

Пятый критерий – способность планировать свою жизнь и реализовать свои планы. Тут говориться о возможности удерживать цель в произвольном осуществлении, игнорируя импульсивные мысли. Чем более человек контролирует свои импульсы, тем более он волевая личность.

Шестой критерий – способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств. Например, вы идете в хорошем настроении в гости, а придя узнаете, что кто-то из приглашающих заболел, хорошо, если ваше настроение станет нормальным, и вы отреагируете возможностью помочь.

Возможно вы нашли некоторые прорехи, не впадайте в панику, все поправимо и не относится к психическим заболеваниям. в данном случае мы имеем поведенческие особенности, которые корректируются или самим человеком и с помощью психолога по определенным методикам. И вот факторы, обеспечивающие психологическое здоровье:

  1. Принятие ответственности за свою жизнь. Отсутствие данного качества говорит о проблеме становления личности, что очень важно для христианина, ведь на суде, перед Господом, должны предстоять мы лично, а не те обстоятельства и люди, которые «виноваты» в нашем неуподолении образу и подобию Божьему.
  2. Самопознание, как анализ своих индивидуальных особенностей, возможность их выражать в рамках общественного закона. Непринятие себя создает перекосы самовыражения и создает нездоровые отношения с людьми. Данный фактор касается возможности работы с психологом, так как многие ваши особенности возможно не раскрылись вследствие определенных причин, а их можно определить и выявить.
  3. Осмысление индивидуального бытия – выстраивание иерархии ценностей.
  4. Способность к пониманию и принятию других.
  5. Доверие к процессу жизни – Богу.

Вышесказанное как вы поняли никак не относится к проблемам, называемым «я что сумасшедший?». И если вы не справляетесь с какой-либо жизненной ситуацией или вам в тягость ваше положение в семье, на работе, в общении то это означает определенный этап в жизни, который требует от вас новых решений, переосмысления и поиска возможностей. При решении появившихся проблем мы чаще делимся ими с родными, друзьями, обсуждая и порой находя выход – данный подход называется - бытовая психология и основана на единственно личные опыты человека к которому обращаемся.  Профессиональный психолог, обладает опосредованными знаниями опыта множества людей, основанных на эксперименте и выверенных математической   статистикой. Выведенные нормы дают основания и базу для возможного взаимодействия людей в сообществе, но в индивидуальном выражении и ресурсе индивида, зависящем от задатков и способностей, что и выясняется на консультации психолога.

Ресурс важное понятие, оно включает в себя много факторов, которые оценивает психолог и которые не оценивает человек в бытовой психологии. К ресурсу относятся – темперамент, фрустрированность, целеполагание, удержание плана действий, сила воли, и многие другие факторы. Если у человека нет определенного ресурса, то он может повредить себе в психологическом плане, заполучая стресс и депрессию.

В заключении статьи хочу с акцентировать, что психиатрия и психология разные науки. Психиатрия это о физиологических повреждениях мозга, получаемых часто генетически и от нас независящих. Психология это о поведении, адаптации, качествах личности, мышлении, сознании основанных на здоровой психике. И в следующей статье мы поговорим о сознании, подсознании и бессознательных процессах.

 

Если у вас возникли вопросы, пишите на почту:

Levina.psy-help@yandex.ru,

Для записи на консультацию: +77077100322

С уважением и всех вам благ!

Ваш приходской психолог Виктория Александровна Левина.


[1] Мотив – то что активизирует индивида к деятельности.

[2] Половое влечение к лицу противоположного пола. Л. — одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда.

[3] (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

[4] Трезвение – христианская добродетель, состоящая в непрестанном бодрствовании над собой, молитве, внимании, благоговении, хранении себя от всякого грешного помысла, чувства и желания. Святые отцы именуют его также хранением ума, хранением сердца, вниманием, мысленным безмолвием.

[5] Человеческая общность как результат исторически сложившихся форм деятельности людей.

[6] Паттерн (англ. pattern от лат. patronus - модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка) — устойчивое, контекстно- обусловленное повторение человеком собственного поведения или мышления для достижения определенных результатов.