5 сентября Церковь празднует отдание Праздника Успения Пресвятой Богородицы. В эти успенские дни, предстоя пред Богом, Община призывается к размышлению над тайной Святого Успения. Община привыкла воспринимать Успение, как некоторое продолжение жизни Господа Иисуса на земле. Отсюда и множество преданий апокрифического характера о том, как Апостолы были на облаках принесены в Гефсиманию для прощания с Девой. «Вечный неверующий» Фома, конечно же, не успел на погребение Марии, а потому стал инициатором вскрытия Гробницы Пречистой Богоматери. Вследствие чего апостольский круг смог убедиться в телесном воскрешении Богородицы Господом.
Для человека средневекового времени, когда подобные сказания были собраны воедино, очень важно было почувствовать свою собственную связь с Богом через Ту, что родила Спасителя мира. Общая религиозность того времени навязывала свой, враждебный образ чуждого человеку и всему человеческому божества. Образ Бога отдаленного, грозного, непричастного, неумолимого, всемогущего, неизменяемого … Человеку так хотелось, чтобы кто-то был ближе. Кто-то не отсюда. Чтобы между нами и Им некто мог выступить посредником. Представление об Успении, в том виде, в каком его до нас донесло Предание, является наследником мира того Неведомого Бога. Оно драгоценно, семантически богато, и занимает свое место в сокровищнице церковной мысли.
II
В наше время Общине очень важно осознать неотмирность события Успения. Успение не отсюда. Не принадлежит оно миру «рождественских базаров» и лубочных картинок. Но основывается на вере Церкви и ее догматах.
Догмат о Втором Пришествии Господа Иисуса прописан в Символе Веры и является одним из ключевых догматов христианской веры, таким же, как, например, учение о подлинном человечестве Господа Иисуса или Его воплощении от Духа Свята и Марии Девы. Господь обещал вернуться. Апостольская община жила осознанием неминуемого скорого возвращения Господа Иисуса.
Явление Господа своей умирающей Матери, и, в особенности, тот семантический ряд, что мы видим на традиционных православных иконах Успения, отчетливо указывает на то, что Событие Успения Божией Матери является частью догмата о Втором Пришествии Господа.
Иисус держит в Своих руках ее младенческую душу. Ее Он никому не отдаст. Повествование о том, как тело ее не было найдено, должно быть воспринимаемо в контексте исполнения великого догмата. Догмата о Втором Пришествии, которое начинает сбываться в Успении Марии, или, как называет это событие современная латинская традиция, в Ее Небовзятии. По сути, Успение означает, что Господь уже ступил на порог. Он уже на этой земле, и уже переступает порог. Господь вот-вот войдет.
III
В этом же контексте Общине надлежит воспринимать почитание святых, в особенности, тех из них, кто почитается не «элитарно», или «интеллектуально», но воспринимается Общиной в контексте многочисленных происходящих чудес.
В этом смысле наиболее однозначным примером здесь служит покровитель всех казахстанцев святитель Николай. Чудеса и знамения святых — это не продолжение их существования с нами здесь на земле, как это происходит в языческом сознании. Интересно, что исторически до нас практически не дошло ничего из исторического жизнеописания святого Николая. Историки находят в чертах его жития подробности биографий других святых, а представители отдельных христианских деноминаций дошли до того, что вообще отрицают сам факт его существования. Но почитание Церковью Его Святых не об этом.
Жизнь святого Николая в его чудотворениях это не продолжение его исторического или биологического существования, его биографии, но дыхание Второго Пришествия Христова. Ведь Господь Иисус придет не один. Он придет со святыми. Об этом свидетельствует Апокалипсис Иоанна, да и библейская традиция в целом.
IV
В последних главах Книги Откровения говорится, что с неба сойдет святой град Новый Иерусалим. В Небесном Иерусалиме будет древо, приносящее свои плоды для исцеления народов. Вопля, печали и воздыхания более не будет, а Бог сотрет всякую слезу с очей их. Так вот, Николай в своем непропорционально многом чудотворении по отношению к нам и есть – если воспринять всю силу апокалиптического образа -один из тех двух великих святых книги Откровения, которые будут затворять небо и совершать прочие великие знамения накануне Пришествия Христова. «Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (Апокалипсис 11,4).
Святые, и святой Николая, как знаки близкого Пришествия Христова. Чудеса святых – призыв к бодрствованию, знак приблизившегося Пришествия Христова. Вера Церкви говорит о том, что Пришествие Христово вбирает в себя все то библейски радостное, что обетованием готовит своим верным Слово. Прочие же апокалиптические бедствия адресованы исключительно тем, кто не уверовал слову. «А вне – псы, и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Апокалипсис 22,15).
V
Пришествие как мечта о счастье, как радость Блаженного Лика Христова. Господь грядет ожидаемый нами. По мере Его приближения, мы осознаем в Церкви Его шаги и дыхание. В эти уходящие успенские дни с Общиной должно пребыть Ожидание Пришествия Христова. «Ныне час пробудиться от сна» (Рим.13,11); время вернуться к Забытому Догмату. «Я Иисус послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в Церквах. Я корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Апокалипсис 22, 16).
В 21м веке для Церкви пришло время неминуемого пробуждения от сна без догматов. Настало время уверовать в Пришествие Христово.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski