Публикации

11-Неделя по Пятидесятнице Притча о Двух Должниках

11-Неделя по Пятидесятнице
Притча о Двух Должниках

На литургии 11-й Недели по Пятидесятнице Господь предлагает Общине для назидания Притчу о Двух Должниках. Всякое воскресное чтение — это празднование деяний Господа или празднование, посвященное сказанному Им в Евангелии.

Притча говорит о двух должниках, первый из которых был должен десять тысяч талантов, другой - сто динариев. При сопоставлении этих двух сумм становится очевидной их диспропорция. Ученым давно удалось подсчитать, что значили эти суммы в пересчете на современную реальность. Разница между ними является колоссальной, и превышает сотни тысяч крат.

Но если наука рассуждает языком цифр, то евангельский текст остается в рамках библейской «аналоговой» речи о Боге. Долг в десять тысяч талантов означает неоплатность, тогда как сто динариев лишь просто действительно долг.
Первый должник был должен Государю десять тысяч талантов. Этот долг неоплатен. Под образом Государя скрывается Бог. Он прощает должнику весь его долг. Тот же, кого только что простили, идет к своему собственному должнику, который было задолжал ему сто динариев, и требует оплатить ему долг. «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. И, разгневавшись, он отдал его истязателям. Так и Отец мой поступит с вами», - сказал Господь (Мф.18;31-34).

Это чтение пророчески отображает домостроительство, то есть, священную экономику спасения. Это понятие означает способ божественного Администрирования Вселенной, затрагивающий как каждого отдельно взятого человек, так всё человечество и Церковь. Все предстоят пред Богом со своими долгами. Все, то есть человек, человечество, Вселенная, Церковь.

Каждый человек получил от Бога великие дары. С момента своего зачатия каждый получает от Господа всевозможные блага. Блага, данные даром, а значит, по сути и факту, взаймы. Благодеяния, данные человеку начинаются с момента зачатия. Это дар жизни, дар детства, дар юности, взросленья, любви. Дар этот велик, но ограничен. To Live is to Die, - как в песне Металлики.

Человечество было создано. С первых людей оно живет и множится, и благодеяния множатся с ним. Прогресс, экономика, благосостояние в дар. Но все это тоже разрушится. Вселенная когда-то начала существовать из небытия. Планета и звезды, и космос прекрасны. «Придет же день Господень, как тать ночью, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет.3,10).

Церковь же, от момента грехопадения, представляла собой сообщество падших людей. Падших, и даже не кающихся. Во Христе Иисусе Бог вошел в историю и стал плотью. Он отдал Себя за жизнь мира, а плоть Свою соделал Церковью. Церковь, согласно Писанию, есть Тело Христово. Получается, что, по сравнению с человеком, человечеством и даже Вселенной, Церковь должна Богу больше всего. По величию благодеяния, у должника под именем «Церковь», оказался просто неоплатный долг.

Как же прощает Бог? Прощение Бога - не прощение сильного слабому. Прощение Бога - не декрет и не расчет. Прощение Бога в Евангелии это не прощение того, кому все равно.

Прощение Господа являет крестную цену всех Его благодеяний, которые, по логике искупления в Евангелии, стали грехом и проклятием на Древе Креста. Они обрушились на Господа Иисуса. Проклятие, суд, неблагодарность, и смерть и ад, были всецело возложены на Него. Цена благодеяний Господа – Цена Его Крови. Всесильное искупительное искупление всякого долга. Иисус есть Господь Безошибочность. Только в свете этого Великого Страдания Господа становится понятным, почему прощение долга в Притче о Должниках дается легко.

Церковь – Община Прощенных. Величие благодеяний Господних, оказанных Церкви, несоизмеримо больше, чем всякое любое другое благодеяние, оказанное человеку, человечеству, миру, и космосу. Церковь есть десять тысяч талантов, всё остальное и все остальные – по сотне динариев. Даром дал Господь Иисус. Даром данный дар Господь Иисус. В Нем – мириады талантов … для Церкви. Церковь есть Общество Верующих, Церковь есть – Десять Тысяч Талантов.

Подсчитать количество благодеяний, оказанных другим приоткрывает ухмылку той логики расчета, которая, со своими «ста динариями» противостоит прощению от Бога. Эта логика расчета вечной адской экономики скрупулезного воздаяния и есть Антихрист. А произвольно требуемые сто динариев образуют мерзкое фатальное, безупречно симметричное число: 666. Произвол придуманных ста динариев. То, почему Библия так по-детски и по-женски настойчиво запрещала давать в рост. Симметрия, расчет богоборчества.

Церкви нужно опасаться тайны, которая может обернуться фатально. В свое время, Святоотеческое Богословие, в лице Августина (354-430) с его «Градом Божьим», дала миру учение о Церкви, как о двухчастном Теле. Церковь двухчастна. Церковь есть Град Божий и Град Человеческий, Тело Христово и тело дьявола.

Дьявольская часть тела это и есть та часть, что на протяжении всей Истории Церкви, как Господня Тела, превращала её соблазн. Требовала выполнения бесконечных правил, да даже запрещала танго. Порождая карикатуры мирян, иерархов и клириков, требовала от мира и человечества отдать ей то, что сама никогда не давала. Ожидая свои жалкие сто динариев, Удерживающий замедлил Пришествие Христа.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski