Публикации

Из истории Православной миссии в Казахстане

Автор А.Ж.

Покойный патриарх Алексий II, прибыв в Казахстан, назвал нашу землю «открытым небу антиминсом». Его слова значили, что Казахстан освящён страданиями и кровью тысяч мучеников. Здесь нашли кров, прибежище и могилу многочисленные иерархи, представители духовенства, монашества и церковные миряне, обречённые безбожной советской властью, которая развязала против Церкви кровавые гонения, на лишения и смерть. Более двух сотен репрессированных в советском Казахстане православных были причислены к лику святых новомучеников и исповедников. Исследователи проекта «Туркестанская Голгофа» приводят сведения о более чем пяти тысячах пострадавших за Христа, чьи судьбы связаны с нашей Родиной. Мученики за веру и исповедники пребывают в Раю, предстоят престолу Божию и молятся о роде человеческом, о Церкви, о людях, о том, что было им дорого. Православные казахстанцы чтут память новомучеников и исповедников. Однако мало кому известно, что первые мученики за Христа в Казахстане принадлежали не к числу переселенцев и ссыльных. Они были казахами и пострадали задолго до революции.
Прежде, чем я расскажу о казахских мучениках, нужно сделать отступление и поведать о православной миссии, которая была учреждена в 1881 году и действовала на территории Семипалатинской области, в её границах того времени. По недоразумению казахская миссия называлось киргизской миссией. Среди служителей Киргизской Духовной Миссии были видные подвижники православия, такие как будущий епископ Владимир (Сеньковский), будущий митрополит Владимир (Тихоницкий) и архиепископ Киприан (Комаровский). В Западном Казахстане известен миссионер отец Николай Сейфуллин. Но сейчас повествование пойдёт о протоиерее Ефреме Елисееве, выдающемся служителе Христа, прекрасном знатоке Библии и Корана, в совершенстве владевшим, кроме русского, арабским, татарским, казахским и ещё несколькими тюркскими языками.
Отец Ефрем происходил из казанских татар. Первоначальное образование он получил в казанской школе для крещёных татар. Впоследствии окончил учительскую семинарию и миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии. До призвания к церковной службе он работал учителем в школе деревни Ташкирмень Казанской губернии. 4 декабря 1892 года в Благовещенском соборе города Казани архиепископ Павел (Лебедев) рукоположил Ефрема Елесеева в священный сан. Сразу же он был направлен в распоряжение епископа Омского и Семипалатинского с целью командирования в Буконский стан Киргизской Духовной Миссии, расположенный в Усть-Каменогорском уезде Семипалатинской области.
Отец Ефрем прибыл на место своего служения в июле 1892 года. Его трудами в Букони была построена церковь и открыта школа для детей крещёных казахов, основан посёлок Преображенский, в котором жили православные казахи. Девять лет прослужил отец Ефрем в Казахстане. Дальнейшее его служение проходило в Сибири. А с 1912 года до своей смерти в 1917 году он был единственным миссионером огромной Туркестанской епархии, служил в Иосифо-Георгиевком соборе города Ташкента. Отдельно следует отметить труды отца Ефрема в деле помощи беженцам в годы Первой мировой войны. Вызывают восхищение его лингвистические способности. В Ташкенте он вёл катехизацию на казахском, киргизском и узбекском языках. Протоиерей Ефрем обладал даром устного и письменного слова. Он писал дневники и подробные отчёты о миссионерском служении, которые публиковались в епархиальных ведомостях в Тобольске, Омске и Верном (Алматы), а также были изданы отдельными книгами. Из его публицистики мы узнаём много важного о Киргизской миссии, о её успехах и неудачах, свершениях и ошибках.
В первую очередь обращает на себя внимание переводческая работа миссионеров. Из дневников и отчётов отца Ефрема известно, что богослужения в миссионерских храмах совершались полностью на казахском языке. Также на казахский были переведены Евангелие и многие молитвы. К началу XX века в состав Киргизской Духовной Миссии входили восемь станов: Центральный, Преображенский (или Буконский), Мало-Владимирский, Шульбинский, Татарский, Атбасарский, Знаменский миссионерский женский монастырь, Еленинский и Черноярский. Число крещёных казахов доходило до трёх сотен. Ежегодно крестилось до шестидесяти человек.
С точки зрения имперских чиновников, миссия была малоуспешной. Следует понимать, что Киргизская Духовная Миссия была имперским учреждением. Церковь возлагала на неё обязанности благовестия, а государство ожидало от миссии успехов в переводе казахов на оседлый образ жизни и их ассимиляцию с русским населением. Не будем давать оценку имперской политике. Лучше вспомним притчу из Евангелия от Луки. Спаситель говорил фарисеям: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет её? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15:4-7).
Некоторые исследователи, изучавшие служение Киргизской Духовной Миссии, связывают её успехи с корыстью. Крещёным казахам предоставлялись значительные льготы и привилегии. Наверно, в некоторой степени, подобное было и в реальности. Однако свидетельства отца Ефрема говорят об искреннем обращении казахов ко Христу. Он описывает случаи исповедничества за веру и даже мученичества.
Один из таких примеров описан отцом Ефремом в дневнике за 1894 год. Жакежан, жительница аула Тансык, расположенного в двух десятках километров от Букони, пожелала стать христианкой. Отец Ефрем послал к ней своих помощников из числа крещёных казахов Афанасия и Василия (при крещении в Православной Церкви человеку нарекается христианское имя, следует заметить, что в Российской Империи бытовала сомнительная практика, когда при крещении так называемых инородцев им давались не только христианские имена, но и русские фамилии). Вскоре Афанасий и Василий вернулись и рассказали: «Ничего из нашей поездки, батюшка не вышло: тансыкцы не только не выдали нам Жакежан, но и нас избили, когда узнали, зачем мы приехали. Самой же Жакежан досталось похуже нашего – на наших же глазах её связали по рукам и ногам, жестоко исколотили и затем окровавленную и связанную бросили в юрту. Жакежан просит, чтобы ты сам приехал за ней, батюшка» [3, с. 47-48].
В день святых апостолов Петра и Павла отец Ефрем с апостольским мужеством и решительностью в сопровождении двух казаков направился в Тансык. Юрта, в которой содержали пленницу Жакежан, была под охраной. Узнав, что прибыл священник, к юрте быстро стали собираться жители аула. Вместе со священником в юрту вошли и местные аульчане – столько, сколько только могло поместиться. На вопрос отца Ефрема о серьёзности намерений Жакежан, она ответила: «Я давно хочу креститься, но меня насильно удерживают от этого» [3, с. 48].
С трудом отцу Ефрему удалось сдержать недовольство родственников Жакежан. Не рассчитывая быть выслушанным, он стал объяснять, что религиозные убеждения человека охраняются законом, а после принялся толковать Евангелие и Коран. Аксакалы, видя, что с ними говорит человек грамотный и знакомый с такими великими книгами, не желали, чтобы он долго задерживался в их ауле, так как он мог не только Жакежан, но и других просветить христианской верой. Они готовы были отпустить Жакежан, но прежде прибегли к уловке. Жакежан было предложено, если она желает, выбрать себе любого мужа: богатого, знатного, старика или молодого. Исповедница решительно ответила: «Ни старый, ни молодой муж мне не нужен – хочу быть христианкой!» [3, с. 50]. Вскоре Жакежан приняла крещение. А по прошествии месяца, к удивлению миссионера, Каребай Атыбеков – человек, который оказал наибольшее сопротивление при призвании к таинству крещения Жакежан, прибыл в стан миссии со всей своей семьёй, чтобы принять христианство.
 По наблюдениям отца Ефрема казахи не были глубоки в исламе и в большинстве были далеки от религиозного фанатизма. Православного миссионера они принимали с почётом. Случаи фанатизма и религиозной нетерпимости в степи он приписывал своим соплеменникам татарам. Промыслом Божьим в казахской степи в борьбе души казахов сошлись мусульманские и христианские миссионеры из Казани. О своих соплеменниках татарах-мусульманах отец Ефрем писал: «Все эти фанатично настроенные муллы занимаются обучением подданных христианского царя чтению и заучиванию Корана, проповедующего вражду и месть к христианам в своих следующих предписаниях: убивайте многобожников (т.е. христиан), где ни найдёте их. Воюйте с ними: Бог накажет их вашими руками, даст вам победу над ними и исцелит сердца людей верующих (Кор. 94.14). Когда встретитесь с неверными (т.е. христианами), рубите им головы, пока не нанесёте им совершенного поражения (Кор.47.4)» [4, с. 2]. «Когда в г. Зайсане было окрещено мною киргизского семейство, то татары задумали во что бы то ни стало убить и новокрещённых, и меня. Недавно стал известен список татар, в числе 27 человек, которые клятвою и рукоприкладством обязались убить и миссионера, и новокрещённых, но при условии, чтобы концы преступления были скрыты. Чтобы привести обещание в исполнение, каждый, по порядку списка, должен был дежурить с револьвером день и ночь, подкарауливая намеченные жертвы». [4, с. 3-4]. В публикациях отца Ефрема находим два случая, когда татарам удалось исполнить задуманное. Первый произошёл в сентябре 1893 года. Вот что пишет миссионер:
«Зайсанских татар уже давно возмущало появление православного миссионера в Букони.
– Куда вы смотрите, – говорили они своим буконским единоверцам-соплеменникам; – и как это вы позволяете киргизам креститься? Вот пусть у нас, в Зайсане, попробует кто-нибудь креститься. С таким “отступником” мы живо покончим… Да и самому миссионеру у нас, пожалуй, не сдобровать…
И, к сожалению, эти слова не были только угрозою…
17-го сентября Господь сподобил меня крестить в Зайсане киргиза Токуша, с женою и детьми. Благодаря тёплому участию местного уездного начальника, его жены и других русских, крещение Токуша совершилось при самой торжественной обстановке. Добрые люди наделили новокрещённого всем необходимым, от избы до мелочей хозяйственного обихода включительно и мы начали уже надеяться, что за обращением Ивана (христианское имя Токуша) скоро последуют и другие… В этих видах я решил было надолго остаться в Зайсане, желая приготовить себе в лице новокрещённого деятельного помощника. Но все эти надежды и упования оказались преждевременными. В день же крещения Ивана, в три часа по полудни, мною была получена телеграмма от Кокбектинского священника, в которой последний извещал, что он оставляет приход за назначением в Усть-Каменогорск. Как единственный священник на всю территорию обширного Кокбектинского прихода, я должен был немедленно оставить Зайсан и ехать в Кокбекты, центральный пункт всего прихода. Но не успел я по пути заехать домой, как там меня уже ждала короткая телеграмма: ‘Новокрещённого Ивана в живых не стало”. По прочтении этой телеграммы я сразу же вспомнил угрозы Зайсанских татар, и как оказалось впоследствии, не ошибся: Иван, действительно, стал жертвою татарского фанатизма. 17-го же сентября ночью к Ивану явился какой-то неизвестный татарин и сообщил ему, что его экстренно требует к себе уездный начальник. Ничего не подозревая, Иван сел на предложенную ему неизвестным лошадь и тотчас же отправился по зову. Но не успел он ещё приблизиться к Зайсанскому мосту, как оттуда вышел татарин Сафа Насыров и двумя выстрелами в упор покончил счёты с “отступником”.
Факт хотя и единичный, но в высшей степени прискорбный» [3, с. 33-34].
Второй случай очень похож на первый. Произошёл он через восемь лет в том же Зайсане. Вот что рассказывает об этом отец Ефрем:
«В июне 1901-го года, перед моим выездом из Кокпекты в Тобольск, я получил печальную весть, что на озере Зайсан убит новокрещённый моего стана (Киргизской миссии) Филимон Васильев (его казахские имя и фамилия неизвестны – прим. авт. А.Ж.), отправившийся туда на рыбные промыслы за неделю до трагической своей кончины» [4, с. 4].
Несомненно, убиенные Токуш (в крещении Иоанн) и Филимон являются мучениками за Христа. Их имена долгое время находились в забвении. Божьей милостью, настало время рассказать об их вере и праведной кончине. Надеюсь, недалёк тот день, когда их имена будут включены в святцы нашей Церкви. Святой долг православных казахстанцев бережно и с благоговением сохранять память о казахских мучениках.
Источники:
1. Голубцов С. В. Управленцы Киргизской миссии // Вестник Омского университета. 2015. – № 2 (76). – С. 118-120.
2. Ефрем Елисеев, протоиерей. Биография на сайте «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке» // https://www.pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/3060/
3. Ефрем Елисеев, свящ. Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892-1899 гг. : (С портр. и автогр. авт. и с 13 рис. из миссионерской жизни). – СПб, 1900.
4. Ефрем Елисеев, свящ. Учреждение противомусульманской миссии в Тобольской епархии. – СПб, 1902.
5. История Преображенского стана Киргизской духовной миссии с. Преображенка. Официальный сайт Семипалатинского благочиния // https://pravsobor.kz/Blagoch/Prihody/Preobrazhenka.html
Иллюстрации из книги «Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892-1899 гг.:
1. О. Ефрем Елисеев.
2. Выезд миссионера в степь.
3. Миссионерская проповедь.
4. Миссионерская школа в Букони.
5. Крещение Токуша, в тот же день застреленного татарами.