Публикации

Притча о Злых Виноградарях

Притча о Злых Виноградарях
Евангелие от Матфея, 87 зачало, XXI, 33-42.

Как это заведено в Церкви, каждое воскресенье Община празднует дела и слова Господни. Община ликует о совершенных им чудотворениях, явленных Им знамениях, и вдумывается в Его притчи и повествования. В 13ю Неделю по Пятидесятницы за Литургией читается Притча о Злых Виноградарях.

Простой и, одновременно, богатый в своей семантической силе ряд образов. Виноградник, оставленный Хозяином. Слуги, которых хозяин посылает собрать плоды. Точило и Башня. «Виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, иного побили камнями» (21,35). «Опять послал он других слуг, больше прежних; и с ними поступили также» (36). Наконец, хозяин послал своего сына, в надежде устыдить виноградарей. Но произошло противоположное. Чтобы  завладеть наследством, виноградари вывели сына из виноградника и убили. «Что сделает он с этими виноградарями?», - спрашивает Господь Иисус. «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21;40-41).

II

Общепринятое «аналоговое» понимание Притчи о Злых Виноградарях таково. Под именем виноградника скрывается ветхозаветный библейский народ; под именем слуг - пророки; а под именем хозяина — Сам Бог. 

Бог заключил Завет со своим народом, посылал пророков, праведников, судей, праведных жен и мужей, но не получал ответа. Пророки были гонимы и убиваемы, завет нарушался.

Когда наступила полнота времен, Хозяин Виноградника, то есть, Сам Бог, послал Сына Своего Единородного. Послал Его ко своим, но «свои Его не приняли» (Ин.1,11).  

Господь отдал виноградник другим, то есть язычникам, всем тем людям и всему тому миру, который, после отпадения Израиля, уверовал в Него, как в Мессию и Господа.

III

Итак, Притча говорит о ветхозаветных временах. Именно в этом контексте работали все основные толкователи. При этом, от внимания толкователей, со временем, стал совершенно ускользать тот факт, что  прежние контексты более не существуют. 

Так, общество 19-20 веков более не мыслило себя в контексте наследования Обетований Завета, а христианство 21го века и вовсе утратило все существовавшие прежде контексты противостояния с Синагогой. Будоражившие воображение средневековых авторов споры с представителями иудейской традиции о призвании и избрании более не актуальны, и для Церкви, ее провозвестия, и миссионерского дискурса есть новые темы, которые чрезвычайно важны. Но в силу того, что богословские и экзегетические ресурсы Церкви сконцентрированы не воспроизведении прежних моделей толкования, теология перестает быть мышлением, и превращается в постоянно архивирующий  сам себя архив.

Иными словами, первое основное, общепринятое толкование Притчи о Злых Виноградарях всегда было направлено на ветхозаветные времена. Однако, если бы такое понимание Притчи о Виноградарях было единственным возможным, то, получалось бы, что божественное слово заключало бы в себе самом механизм само-профанации. То есть, в какой-то определенный момент истории, обрекало себя на утрату способности к назиданию. Из богодухновенного, всегда само-актуализующегося текста — а таков всякий текст Писания — слово Библии превращалось бы в обычный литературный нарратив.

В приложении к Притче о Злых Виноградарях это происходит потому, что весь обличительный вектор толкования направлен на ветхозаветный народ. Община таким образом не только остается без прямого назидания, но — будучи справедливо довольна сама собой, как наследницей обетований — и, как следствие, утверждается в собственной само-легитимации. Парафразируя, «Притча о Злых Виноградарях — Похвала Церкви».

IV

Господь в Евангелии никогда не говорит только о прошлом. В отличие от священных текстов других мировых религий, Евангелие - не напоминание. Евангелие — воспоминание, которое направлено исключительно в будущее, но адресовано настоящему. Будушее живущее в настоящем, где всякое обращение Господа направлено на исправление Общины. Так получается, что Притча о Злых Виноградарях становится обращением к нам самим, как Общине. 

Виноградник есть Церковь. При этом, Бог действует и в Церкви, и в Мире. Но  домостроительство, которым Бог действует в них, различно. Церкви даны обетования, а миру по убеждению Церкви — нет. В XXI веке, Церковь в количественном отношении представляет примерно такую же величину по отношению к Миру, как и Библейский Народ по отношению к языческим Империям и народам во времена Библейских Обетований. 

Если даже этот минимум совпадений не вызывает сомнений, то, быть может, и для Общины ныне пришло время задаться вопросом, приносит ли она плоды. «Когда же приблизилось время плодов, Он послал Своих слуг» (Мф.21,34).

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski