В этом году 19 сентября Церковь чтит память Собора всех Швейцарских Святых. Обычно соборные воспоминания святых, просиявших в целых народах, странах и землях, празднуются в воскресные дни, непосредственно следующие за Днем Сошествия Святого Духа на Апостолов после дня Всех Святых.
Своеобразие празднования в честь святых, просиявших в Древней Гельвеции, как называлась будущая швейцарская страна во времена Римской Империи, приурочено к Федеральному Посту. Этот национальный день поста, покаяния и молитвы чтится ежегодно в третье воскресенье сентября. Немногие знают, что, помимо благоденствия, благополучия, благотворного климата и удивительной природы, Швейцария – страна благочестивых во Христе людей и древних, чтимых и в наши времена, традиций и святых. Так даже современный национальный гимн Швейцарской Конфедерации – благочестивое церковное, славословящее Господа песнопение, припев которого в переводе на русский язык звучит: «Молитесь, свободные швейцарцы, молитесь!».
Празднуя в честь великого сонма святых Гельвеции, мы вспоминаем великих Отцов и Учителей Древней Церкви, чье присутствие и проповедь благословили швейцарскую землю: пришельца из Малой Азии, священномученика Иринея Лионского (+202), великого миланского епископа Амвросия (+397), светило Африканской Церкви Августина (+430), некогда, вблизи современной италоязычной части страны, начинавшего свою аскетическую жизнь в отречении от собственного прошлого. Это и малоизвестные нам, но весьма чтимые и дорогие для благочестивых швейцарцев древние святые: мученик Маврикий Фиваидский (+287), сопричастные его подвигу Урс, Верена, Экзюперанций, Феликс и Регула Цюрихские. Миссионеры и подвижники: Беат (+112), Колумбан (+615), Галл (+640) и Фридолин (+538).
Просветившие и ходатайствующие за эту землю и за всю нашу планету, бесчисленные святые, ныне предстоящие в забвении. В забвении современностью, но не только. Ведь забвение – участь нашего Бога и нашей Веры, как соединения видимого и невидимого, великого и малого, осязаемого и недоступного, незримого и присутствующего – как отражение трагической сути пути уходящей в небытие Вселенной, скорбного странствования к небесному отечеству Церкви и непредсказуемых дорог жизни всякого человека во Христе.
Наше восприятие великих Соборов Святых почти всегда невольно направлено на то, чтобы выделить, отделить, прославить пред Богом тех, кто, в той или иной стране, земле, или народе, достиг святости. Смотря на них, народ Божий как бы восклицает: «Не мы, не мы, Господи, но они: они олицетворяют собой все то, что есть праведного, правильного, верного и святого, олицетворяют и несут в себе то, чего столь не хватает всем прочим, в том числе и нам». Так происходило в древности, в прошедшие века, так случается и в современном нам времени, например, при почитании Соборов Новомучеников.
Создается невольное впечатление, что человеческая обычность, обыденность и повседневность, а, в новейшее время, и секулярность как бы оставляют нас непричастными святости – этому становящемуся реальностью Делу Божью по Искуплению всякого человека во Христе Иисусе. Как бы преграждая путь вступлению всякой человеческой души во общение святых.
Однако, такое восприятие неправильно. Ведь сегодня, как и любой другой соборное торжество в честь прославленных Церковью святых, Церковь, Общество Верующих, Странствующее в Истории Тело Христово, по сути, празднует свой собственный праздник – день христианского призвания. Того предназначения, о котором говорят тексты древних литургий. Предопределения к святости, к предстоянию Богу, нахождению, или, лучше, обретению себя пред Богом, с Богом и в Боге во Иисусе Христе. Веры, как веры Богу, веры в Бога, пути вместе с Богом, - как об этом писал и проповедовал святитель Августин.
Взгляд на святых – это долг всмотреться в Того, Кто, согласно подлинному библейскому слову, раз и навсегда, навеки стал подлинным образом, первообразом всякой святости. «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», - как об этом говорится во время божественной литургии перед причащением. Господь Иисус подлинно свят. Святостью Его освящены мы люди. Поколения библейских людей, христиане новозаветной эпохи, люди всех тех времен, что уже миновали, всматривались в Господа Иисуса, каждый раз по-новому обращали свой взор на Него: Грядущего, Пришедшего, Имеющего прийти (ср. Откр.1,8).
Нередко, прочитывая в месяцеслове имя того или иного святого, мы не находим для себя никакого нужного знания или воспоминания, и как бы проходим мимо него. Между нами и ими, святыми божьими, в этот момент как бы нет ничего общего. Возникает ощущение непричастности праведников грешности и профанности простых людей. Непричастности грешников непреодолимому, и, тем не менее, подъятому ими силой благодати пути праведников к святости.
Также, только в гораздо большей степени аналогии, люди Древнего Израиля смотрели на Господа Иисуса исключительно как на Мессию. Но видя в Нем многое из того, что, по их убеждению, не соответствовало их представлениям о Мессианстве, отворачивались. Святоотеческие поколения эпохи Вселенских Соборов видели в Нем Бога. Увидевшие человека, со временем, основали новую религию без Него. Новое Время, веровавшее вместе с Лютером и Кальвином, определило для себя Господа, как безошибочно взывающее человека от проклятия и смерти Предопределение ко Спасению. Кто-то, позднее, видел в Нем Учителя, кто-то просто Друга, кто-то, уже в прошлом столетии, попытался приблизиться к Нему, или, лучше, приблизить Его к себе в образе освободителя угнетенных, или даже «рок-звезды» … Но, вопреки всем этим человеческим, слишком человеческим ожиданиям, в Господе Иисусе было слишком многое, ибо в Нем было всё!
Важно помнить, что Бог не «вмессианился», не «всвященнился», не «вучителился» - так здесь мы бываем вынуждены придумывать глаголы, чтобы выразить суть неправильного понимания вещей. Для обозначения того не реального, не реалистичного, не соответствующего правде, полноте правды, или даже части правды способа восприятия Господа, который, к сожалению, трагически свойственен всем или почти всем. Пожалуй, каждый стремится к тому, чтобы упростить тайну, увидеть в Господе некий инструмент, при помощи которого Бог мог бы вызволить историю из капкана ее неправильного хода. Тайна, таинство, парадокс и, в чем-то, сама суть христианской веры – в том, что во Христе Иисусе воплотился и вочеловечился, стал человеком, плотью, душой и телом, плотью и кровью, дыханием и кожей, Сам Бог. Бог как кожа, в которой я живу … Язык Библии — это почти всегда поэзия. «Слово же Божье – живо и действенно, и острее всякого меча: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов; судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все пред очами Его открыто и обнажено (Евр.4,12-13).
Бог – бесконечная самоадресация. Бесконечным образом адресовавшая себя в истории. А потому не нашлось для этой бесконечности бесконечного и более полного способа адресовать, отдать, передать и даровать себя, кроме как в человеческом самооткровении Бога во Иисусе Христе. Человеческом существе, бытии человека, Истории Одного Живущего, Имя Которому – Христос Иисус. Полнота Бога явлена была в Нем именно потому, что в Нем, и только, исключительно в Нем стала видима полнота человека. Осязаемого, видимого, принимаемого Церковью в Таинстве Его Тела и Крови.
В Евхаристии – этом простом таинстве, содержащем хлеб, вино и совсем немного воды, но бесконечно много Слова Божия и Молитвы – видима бывает способность бесконечного Бога сделаться бесконечно конечным. Осязаемым. Но при этом оставаться бесконечным. Как об этом говорили древние Отцы Церкви, Учители, писатели и богословы: Он принял на себя всё наше. Он отдал нам всё Своё.
В соединении всего человеческого со всем божественным раскрывается суть празднования в честь святых. Ведь никто, никогда не видел Бога. Бога и Отца явил и являет Божий Сын (Ин.1,18). Никто не может назвать Иисуса Господом, если не будет движим Духом Святым (1 Кор.12,3). В этом раскрывается Библейская Истина о Явлении Бога. О самой сути Его Бытия. И как Иисус явлен бывает только Духом и в Духе, так и Сам Дух – явлен будет во святых. «Он придет прославиться во святых Своих, явиться дивным в День Оный во всех веровавших» (ср.2 Фес.1,10). В способности человека являть Господа и выражать Его Суть раскрывается великий библейский смысл святости как взгляда на нас глазами Бога. В этом же суть постоянной просьбы Церкви пред Богом о молитвенном ходатайстве святых.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski