Августин Соколовски
18 июля Православная Церковь празднует память преподобного Сергия Радонежского (1314–1392). В этот летний день 1422 года, ровно через 30 лет после кончины, мощи святого были обретены в основанном им монастыре.
С детства Сергий отличался глубокой скромностью. Всю свою жизнь он прожил в смирении. Это не фигура речи, а подлинная черта его личности. Со временем, по мере того как имя Сергия приобретало известность среди современников, святой все более отличался своим стремлением к молчанию и желанием оставаться неизвестным.
В православной традиции литургия призвана быть явлением славы. Великолепие православного богослужения выражается в сочетании величественных песнопений, богатых литургических текстов, пышных облачений, жестов, крестных ходов, благословений и, что удивительно, почти полным отсутствием тишины.
Но есть и другой, почти неизвестный образ православного богослужения. Некоторые предметы, принадлежавшие святому, хранятся в музее Московской духовной академии, также расположенном в Сергиевом монастыре. Это потир, дискос и богослужебные облачения. Те, кому довелось посетить музей и увидеть этими дошедшими до нас от него предметами его жизни и эпохи, видели иной облик богослужения.
Это литургия смирения, литургия уединения, литургия бессилия, литургия удаления от мира. Эта смиренная литургия, назовём её «литургией преподобного Сергия», становится зримой в простых деревянных евхаристических сосудах и богослужебных одеждах, почти утопических в своей простоте. Она присутствует в монастыре, задуманном его основателем как место уединения, град ангелов и место невидимости. Вся жизнь Сергия была поиском этой библейской и глубоко христианской «утопичности». Ведь дословно утопия это отсутствие места, а значит присутствие того, чего просто не бывает на земле.
Житие преподобного Сергия повествует о том, что тогдашний глава Русской Церкви, митрополит Алексий (1292–1378), хотел сделать Сергия своим преемником. Сергий отказался. Однажды родном брат Сергия попытался захватить власть в основанном святым монастыре. Сергий просто ушёл.
Однажды Сергию явились Пресвятая Богородица и сам Иоанн Богослов. Рядом с Сергием был его ученик Михей, о котором никто бы никогда не узнал без этого видения. Словно сам Сергий накануне такого визита боялся остаться один, но взял с собой не митрополита, или опытного подвижника, а смиренного, простого и боязливого инока. В Средние века епископов и игуменов монастырей называли «Князьями Церкви»; перефразируя слова венгерского поэта Эндре Ади (1877–1919), Сергий - «Князь Тишины».
Житие преподобного Сергия написано, как похвальное слово. Но и дошедшие до нас подробности часто открывают самые необычные и достоверные вещи. Рассказывают, что перед смертью Сергий не пожелал быть погребённым в церкви, как подобало основателю монастыря. Он просил монахов похоронить его на общем братском кладбище.
«Нарушенные завещания» – так называется произведение нашего современника Милана Кундеры (1929–2023). В нём он описывает просьбы писателей и поэтов, нарушенные после смерти ради общего блага человечества. Возможно, это и оправдано, но в этом есть и глубокая, неповторимая трагика. Человек больше не принадлежит себе, и, особенно после смерти, его не слышат. Монахи заручились поддержкой митрополита, преемника Алексия, и похоронили Сергия не на кладбище, но в построенной им церкви.
Согласно Евангелию, Христос принял крещение и начал проповедовать в возрасте тридцати лет. Через тридцать лет после своей смерти преподобный Сергий явился в видении и повелел обрести его мощи.
Сергий явился простому человеку, который любил его, жил неподалёку от монастыря и часто приходил к его могиле помолиться. Неизвестно, знал ли он Сергия при жизни. Возможно, он знал его по рассказам родителей, быть может, он родился по обету, по молитвам Сергия. Мы даже не знаем его имени. Как в детской сказке русского писателя Андрея Платонова (1899–1951), он был «внуком цветков», оставшихся под асфальтом. Но именно ему явился Сергий и сказал: «Передай игумену, что мне одиноко под землёй, кругом вода, почему вы так надолго меня оставили?»