Наш великий современник, святитель Иоанн Шанхайский (1806–1966), проявлял особую ревность в возрождении почитания древних западных святых, живших до формального раскола Церквей в 1054 году. Под его духовным руководством впервые в истории была составлена полная православная служба святому Августину Иппонскому (354–430), которого предание называет отцом западного христианства. Иоанн буквально обрёл и спас от забвения многих великих древних святых. Житие святого Гонората Арльского помогает нам узнать о многих из них.
ГОНОРАТ АРЛЬСКИЙ
29 января Церковь празднует память святого Гонората Арльского (350–430). В этот день, тогда 16 января, святой отошёл к Богу, пережив своего учителя и собеседника, святого Августина, всего на пять месяцев. В 400–410 годах святой основал знаменитый Леринский монастырь на островах близ Канн, за что его также называют Гоноратом Леринским. В архаичной церковнославянской транскрипции, обязанной своим происхождением латыни, и принятой в месяцеслове Русской Православной Церкви, имя святого произносится, как «Гонорат Арелатский».
Жемчужина Галльской Церкви, основатель и настоятель Леринского аббатства, Гонорат был одним из тех монахов-епископов, которые в Золотой век патристики проповедовали христианство на юге Франции своими словами и, прежде всего, делами. Согласно древнему преданию, Мария Магдалина некогда проповедовала в этих краях. Лазурный берег был родиной многих святых. Гонорат был современником Иоанна Златоуста, Иеронима и Феодорита Кирского. Его житие дошло до нас в похвальном слове, составленном его преемником, Иларием (401–449). Благодаря этому документу Церковь сохранила достоверные сведения о святом. Иларий был племянником Гонората, но он намеренно не упомянул место его рождения. Это связано с тем, что Церковь – церковь странствующая, и у христиан нет родины на земле. Монаха и епископа Илария Арльского (403–449) следует отличать от его тезки Илария из Пуатье (300–367), в церковнославянской транскрипции «Илария Пиктавийского» – великого отца Церкви и одного из героев Никейского Православия противостоянии арианству.
Гонорат получил типичное для Отцов Церкви того времени ораторское и философское образование, в его роду были консулы. Крестившись очень рано, вел аскетический образ жизни в родительском имении. Своего брата Венанция он тоже привел к деятельной вере во Христа. Вместе с преподобным Капразием (+430) все трое отправились на Восток, посетили Палестину и Египет, где они перенимали духовный опыт у местных подвижников. На обратном пути, в Греции, умер его брат. Вернувшись в Южную Галлию, Гонорат и Капразий жили отшельниками в местных горах. Спустя некоторое время Гонорат основал монастырь на одном из тогда ещё необитаемых Леринских островов. Рукоположенный во пресвитера, Гонорат служил растущему братству, для которого написал «Леринский устав».
В житии святого Гонората повествуется о двух чудесах, совершённых им при жизни: по его молитвам исчезли змеи с острова, а по его заступничеству забил целебный источник. Основанная первым святым епископом Трофимом, совершавшим миссионерскую деятельность в середине III века, епархия Арля, по сути, представляла собой местную церковь, соперничавшую по престижу только с Лионской. После трагической смерти местного епископа Патрокла в 426 году Гонорат, подобно святому Августину сорока годами ранее в Римской Африке, был избран епископом Арля против своей воли. Прибыв к месту служения, святой обнаружил, что в епархиальной сокровищнице собраны огромные богатства. Гонорат повелел раздать всё это нуждающимся. Он не щадил себя и скончался всего несколько лет спустя, по-видимому, подобно другому великому отцу Церкви более раннего периода, святому Василию Кесарийскому, изнурив себя многочисленными трудами.
Монастырь Святого Гонората, основанный на современной Французской Ривьере, продолжал существовать. Эта великая аскетическая школа дала миру святых Евхерия Лионского (380–449), Винсента Леринского (†435), Патрика, просветителя Ирландии (400–491), Кесария Арльского (470–542) и Апостола Англии Августина Кентерберийского (546–604). Монастырь Святого Гонората находится на одноимённом острове, прямо напротив Канн. Едва ли кто из тех, кто сегодня посещает этот прекрасный город фестиваля, знает, что с моря и с неба, подобно диковинному доброму апокалиптическому животному, на них благословляя смотрит великая обитель.