Публикации

РАДОНИЦА

Августин Соколовски

На 9-й день после Пасхи, в нашей Русской богослужебной традиции, а значит в и в церквях, исторически связанных с Русской Церковью, совершается особое поминовение усопших. Этот день именуется ‘Радоницей’ и всегда приходится на вторник второй седмицы после пасхального торжества. 

Само слово «Радоница» ни богословского, ни литургического значения не имеет. Чтобы понять смысл этого дня, необходимо понимать суть пасхального празднования.

Богослужение пасхального воскресенья и следующих за ним дней Светлой Седмицы светлую седмицы построены одинаково. При этом, в богослужении Светлой Седмицы при пении изменяемых песнопений каждый день меняется глас. Используются стихиры воскресных богослужений разных гласов поочередно.

Таким образом, получается, что вслед за пасхальным воскресеньем, в богослужебном смысле, следуют семь воскресных дней. Последний из которых – Неделя, то есть воскресенье, Апостола Фомы. Этот день – не празднование Воскресения Христова, но и торжество в честь Сошествия Христа во Ад.

То есть, по своему смыслу, сути и содержанию, Неделя Апостола Фомы – это непосредственно следующий за Пасхой воскресный день. Пасхальное воскресенье со Светлой Седмицей и Воскресенье Апостола Фомы – два пасхальных дня подряд. При этом богослужение Фоминой Недели – это не богослужение Пасхи. Оно следует структуре богослужения «обычного» воскресного дня, хотя по содержанию своему торжественно пасхально. То есть, Пасха, следующая за Пасхой. Пасха после Пасхи. Символ непрекращающегося вплоть до дня Святой Пятидесятницы Пасхального Торжества. Отсюда, и наименование Антипасхи, употребляемое в православной традиции.

Важно помнить, что поминовение усопших совершается за богослужением во время чтения евхаристического канона священником, или епископом во все. Усопшие поминаются Церковью и в пасхальную ночь, и во все дни Светлой Седмицы! Это поминовение является регулярным, обычным, обязательным. Но, по сути своей оно чрезвычайно важно, ибо является пасхальным.

Однако, по причине того, что евхаристический канон, когда понимаются почившие, как правило, в прежние века не читался вслух, у стоящих в храме сформировалось убеждение, что Церковь в пасхальные дни прекращает молитву за усопших. Это мнение ошибочно. более того, оно ложно, ибо противоречит сути пасхального догмата, объединяющего в едином предстоянию пред Богом. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе. Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся», - пишет Павел в Послании к Коринфянам о воскресении мертвых в последний день (1 Кор.15;51-52). «Сакраментальной репетицией» этого события является богослужение Ночи Воскресения Христова и пасхальных дней.

Помимо поименного поминовения усопших за богослужением в Церкви существует особый чин поминовения, при котором обычное, регулярное, уставное богослужение полностью изменяется по содержанию. На неизменяемый каркас богослужения накладываются стихиры, тропари, молитвы, чтения, посвященные скорби и памяти об усопших. Такая «видоизмененная» утреня и есть панихида. Заупокойные же литургии совершаются Церковью в родительские, то есть вселенские заупокойные субботы, и при торжественном отпевании усопших.

Совершение таких богослужений в воскресные и пасхальные дни невозможно, поскольку несовместимо по смыслу и содержанию с торжеством Воскресного Празднования. Поскольку богослужебный день, как и день в библейском понимании, и в повествовании о Сотворении Мира в Книге Бытия начинается с вечера, то совершение заупокойных служб в воскресенье вечером также не положено. Это в особенности относится к Неделе Антипасхи.

Итак, первый возможный день для богослужебного поминовения усопших после Пасхи согласно уставу – вторник. Вторник Фоминой Седмицы начинается в понедельник вечером. Из этой весьма важной последовательности смыслов и происходит, или, лучше, рождается православное поминовение усопших в Радоницу.