Неделя 24-я по Пятидесятницы.
Исцеление дочери начальника синагоги и кровоточивой жены.
Каждый воскресный день Община воспоминает то или иное слово или дело Господа Иисуса. В неделю 24-ю по Пятидесятнице за Литургией читается евангельское зачало, повествующее о воскрешении дочери начальника синагоги.
Господь воскресил умершую отроковицу, которой, согласно Евангелию, было около 12 лет. Тем самым, Господь Иисус показал, что может говорить со смертью лицом к лицу. Девица была при смерти. Девица умерла. Господь спешил к ней. Но народ теснил Его (Лук.8,42). Люди не позволили Иисусу прийти вовремя.
Тогда, в тот самый момент к Иисусу подошла кровоточивая женщина, которая страдала от потери крови те же самые двенадцать лет, что, согласно Евангелисту, исполнились, или почти исполнились, умершей отроковице. Жена, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Господа. Господь спросил о том, кто прикоснулся к Нему. «Кто прикоснулся ко Мне? Ибо я чувствовал силу, изошедшую из Меня (45-46).
Итак, в Евангелии сегодня Господь Иисус воскресил уже умершую двенадцатилетнюю отроковицу. И Он исцелил женщину, которая страдала кровотечением те же самые двенадцать лет. Согласно Закону, человек становился нечистым, если прикасался к кровоточивому (Левит 15;19-33), становился нечистым, как только прикасался к умершему (Числа 19;11-13). Более того, Закон говорил, что «всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя … истребится из среды Израиля» (Числа 19;13). Важно помнить, что, прикасаясь ко всему тому, что в Законе считалось нечистым, Господь, одновременно, упразднял, так называемую, ритуальную нечистоту, и делом предвозвещал, что за это Ему Самому придется заплатить величайшую, согласно Закону, цену – Цену Крови (ср. Исход 12,13).
Для спонтанного восприятия Общины в наше время должна быть очевидна та безоговорочная заповедь и тот императив, которые обращены со строк Евангелия: Господь требует, чтобы мы требовали; Господь теснит нас обстоятельствами, чтобы мы теснили Его молитвой; Господь Сам установил законы человеческого языка так, чтобы молитва обращалась к Нему словами повелительного наклонения. Община призывается просить у людей помощи, и требовать у Бога Его всемогущего вмешательства. Говоря словами одного великого средневекового богослова, «Бог решил, чтобы Его Дары мы получали по нашей молитве».
Господь Иисус заплатил за каждого исцеленного, и облагодетельствованного Им человека, великую цену. Евангелие говорит о Его великом Искупительном Подвиге. Ибо Господь Иисус идет навстречу смерти. Он идет вопреки Закону. Он идет в знании о том, что Ему предстоит смерть. И кровь Его прольется на Кресте.
Читаемое в Евангелии — это не только воспоминание о словах и делах Господа, но и предвосхищение того, что ожидает Общину и Мир в конце истории. Сама же история после завершения евангельского повествования стала ожиданием. Дневником Памяти Церкви, по названию одноименного романа Николаса Спаркса, в котором Господь, ежедневно и апокалиптически, напоминает о забывшему о страдающему потерей памяти миру о грядущих Судьбах Истории.
После Воскресения Господа Иисуса история мира стала Историей Одного Живущего. Для которого нет смерти, ибо, по словам Павла в Послании к Римлянам, «Христос, воскреснув из мертвых, более не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6,9).
В Символе Веры Община исповедует веру в Господа и в Его Царство, которому, согласно Исповеданию, не будет конца. Богословие говорит нам о том, что слова о «бесконечном Царства Господа Иисуса» были прибавлены в ответ на лжеучение Маркиона (85-160), утверждавшего, что Новый Завет Господа Иисуса будет прекращен в конце истории. Согласно Писанию, Царство Христово не закончится никогда. Община призывается жить ожиданием этого Царства. И не только ожиданием. Ведь Жизнь Общины зависит от меры вхождения в это Царство Господа Иисуса.
Царству Господа Иисуса не будет конца. Но у Царства Христова есть начало. Начало Царство Господа Иисуса – Его Церковь. Но Церковь не как социальное, механическое, коллективное образование, а как Тайна и Таинство, которые однажды, раз и навсегда, окончательно и бесповоротно, вошли в этот мир в событии Пятидесятницы. По учению древних богословов Карфагенской Церкви, Августина (+430) и Фульгенция Руспийского (+533) и Факунда Гермианского (+571), Община призвана искать и жаждать собственного исторического тождества с этой подлинной Церковью Христа в Истории – Телом Господа Иисуса, Царя Единого Царя и Господа Иисуса, Единственного достойного этого имени Владыки, Властелина и Хозяина Вселенной.
Господь искупил Общину, взойдя на Крест и Он движет историю навстречу своему завершению, в котором, силой непреложного Его решения, одновременно скрывается и раскрывается, спасение. В ретроспективе пасхального прочтения евангельского повествования, одновременно с этим, раскрывается не только повседневность странствующего по Палестине Отрока Божия Иисуса, но Царство, Сила и Слава Покорившего себе все (1 Кор.15;28).
Каждое евангельское слово требует живого настоящего восприятия, а Господь особенно близок в особенные моменты истории. Адекватное восприятие Господа Иисуса должно быть живым, реальным и реалистичным. Требует осознания того, что Он – рядом, что Он – спешащий Господь, и что, отныне, Он – Единственный, Кому приличествует поспешность. Господь Спешащий – одно из имен Воскресшего в Апокалипсисе. «Се, Гряду Скоро» (Откровение 22,12). Потому никакое обращение по-настоящему верующей Общины (2 Кор.13,5) не останется не услышанным.
Господь Иисус – Князь Тишины. Иисус Слышащий Молчание. Из Него – навстречу нелепому, слабому, теснящему, суетливому, боязливому и … кровоточащему человеческому обращению – исходит Сила (Лук.8,46).
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski