Евангельское чтение 26-й Недели по Пятидесятнице предлагает нам Притчу о Неразумном Богаче. Господь Иисус Христос в Евангелии говорит о человеке, создавшем себе новые житницы по причине слишком большого урожая. Господь обращается к нему, говоря: «В сию ночь душу твою возьмут от тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». В нравственном приложении эта притча предельно проста. Нужно помнить о Боге. Понимать, что временно не только все окружающее, но и жизнь наша. Поэтому нельзя забывать, и, главное, забываться. Еще более важным становится толкование, делающее эту притчу глобальной, относящейся не только к каждому отдельному человеку, но и ко всему Миру и, главное, к Церкви. Мир движется путем прогресса. Вера в прогресс ещё в эпоху Нового Времени подменила собой религиозность. Да, наивная вера в улучшение человека и в достижение идеального общества – свойственная XIX и XX веку – ушла в прошлое. Ибо создание общественного идеала обернулось величайшей трагедией и катастрофой всех времен и народов. XX стал веком диктатур и кровопролития во имя стремящихся к прогрессу идеологий. Но стремление к оптимизации, то есть улучшению, а, главное, превращению человека и человеческого в экономическую и правовую единицу не только не остановилось, но продолжает все более и более усиливаться. Становится радикальным. Приобретает контуры богоборчества, которое, в конечной своей сути, есть ничто иное, как ненависть ко всему по-настоящему человеческому. Община призвана видеть признаки этого, читать знамения времени. Когда, к примеру, в образовательной системе отныне учащийся и студент воспринимается как клиент, а преподаватель – несущий знание, премудрость и образование – становится всего лишь провайдером информации. Медицина, которая, по слову философа Джорджо Агамбена, преследует целью не выздоровление пациента, но победу над болезнью любой ценой. Развод, распад семьи, выведен из категорий добра и зла, этических причинно-следственных связей … Множество тому примеров –знамения времен для Общины. Важно понимать, что за всей этой верой в лучшее, оптимизированное, нейтральное, как бы, идеальное, побеждающее любую трудность, и даже боль, и горе, содержится забвение себя, забвение других, забвение человека, забвение Бога, которые, в свете библейской новозаветной логики,синонимичны. Господь же, в Своей Притче, призывает человека, человечество, и Общину, задуматься. Притча относится и к Церкви. Мы знаем, что первое христианское поколение жило ожиданием Второго Пришествия. Господь должен был вернуться вскоре. Одним из ключевых возгласов Общины было: «Маран Афа – Господь наш Грядет». Непосредственность Второго Пришествия, Его Ожидание было настолько сильным, что даже Великие Апостолы, как утверждали просвещенные теологи недавнего прошлого, были «введены в заблуждение» этим Ожиданием. «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем», - пишет Апостол Павел (2 Фес.4,15-17). Получилось иначе. Господь дал истории и миру существовать. Церковь же копила духовное богатство: Богатство Предания, Богатство Знания, Богатство Опыта. И настолько обогатилась этим, поистине великим богатством, что начала забывать о том, что Господь вскоре, немедленно, вот-вот придет вновь. А представление об Апокалипсисе, о вещах последних, об Эсхатологии - о Беспредельном Искуплении, которое несет с Собой Грядущий Христос - было заменено представлением о частном воздаянии, о ‘житницах’ мытарств, об ‘урожае’ добрых дел, аскетических подвигов. В Послании Апостола Павла к Фессалоникийцам говорится об «Удерживающем» (2 Фес.2,7). Этот загадочный термин говорит о ком-то или о чем-то, замедляющем Второе Пришествие. По мысли философа Джорджо Агамбена, этот Удерживающий есть никто иной, или, вернее, ничто иное, как … Антихрист. В нем одном - тройное 666 безопасности и урожая для человека, мира, Церкви. Именно он внушил богачу из евангельской притчи создать себе житницы новые. Это первое «6». Именно он ложными пророчествами возвещает современности изменения и катастрофы, понуждает человечество требовать самосохранения любой ценой. Антихрист вводит в заблуждение богатых прогрессом, а бедных - идеологиями. Все это вместе «6» второе. Антихрист искажает знамения времени, приучает Общину желать замедления Пришествия... И это ... «6» последнее. Великий Учитель Древней Церкви Августин (354-430) уже в свое время прозревал, что практика ежедневного причащения начинает сменяться отказом от участия в Евхаристии. Выбравшим этот путь Августин буквально запрещал произносить слова «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» тем, кто сегодня, здесь и сейчас, под благочестивыми предлогами отказывался от Причастия. Получается, что слова «Да приидет Царствие Твое» обязывают Общину не просто ждать, но ... требовать Второго Пришествия Господня! иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski