Публикации

Святые Косма и Дамиан

Августин Соколовски 

14 ноября, когда последний осенний месяц близится к своему преполовению, осень близится к завершению, а благословенный Рождественский Пост вот-вот наступит, Церковь чтит память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. 

Подобно великим столпам Древней Церкви, Иакову Низибийскому, Ефрему Сирину, Мелетию Антиохийскому, Иоанну Златоусту и Симеону Столпнику, Косма и Дамиан - великий дар сирийского христианства Вселенской Церкви.

Будучи одними из наиболее почитаемых святых на всей протяжении христианской истории, в наши дни святые Космы и Дамиан нуждаются в защите от забвения. С тем, чтобы их имя и чудное, великое и столь актуальное для современности святое бескорыстное врачебное дело, в соединении с безупречной православной верой, благодаря которым они были столь прославлены Церковью, вновь обрело контуры осмысления подлинного во Христе здравоохранения.

Слово «забвение» здесь вовсе не случайно. Дело в том, что со временем сирийское христианское наследие, в рамках Единой Вселенской Церкви, стало отходить на второй план. Православие в IV–V веке начинало становится все более латинским и греческим. И такая участь, впрочем, впрочем, довольно парадоксальным образом, не миновала и святых медиков.

Дело в том, что современный богослужебный календарь трижды (!) празднует память святых чудотворцев и бессребреников: 2) 17 октября Церковь чтит память Космы и Дамиана Аравийских 2) 14 июля - Космы и Дамиана Римских 3) 14 ноября - нынешнее осеннее воспоминание – Космы и Дамиана Асийских (то есть из Малой Азии). 

Обычно, хотя и весьма нечасто, истории свойственно соединять в одном образе имена, жития, подвиги и знамения различных святых. В случае же Космы и Дамиана произошло совершенно диаметрально противоположно иначе. 

Долгое время было принято считать, что в каждом из отдельных случаев речь шла о разных святых.

Однако, три различных празднования их памяти, при том, что каждый раз они именуются по-разному – аравийские, асийские и римские – говорит как об удивительной глобальности, или, даже, глобализации их древнего почитания, так и об утрате средневековых церковных общин связи с первоначальным сирийским христианством, разрушении прежде свойственной Римской Империи системе коммуникаций, но также и об удивительном количестве новых, «посмертных», знамений и чудес этих святых в каждом конкретном месте. 

Получается, что через какое-то время, благочестивый христианский народ начинал забывать, или вовсе не знал об их сирийском происхождении и начинал воспринимать их, как святых своей собственной местной Церкви. Чтобы было понятнее: так многим нашим соотечественникам в прошлом казалось, что святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских в Малой Азии, был русским святым, а жителям Италии – итальянцем. 

Так и Косма и Дамиан, просиявшие в Церкви удивительно многими исцелениями, знамениями и чудесами, казались святыми местного происхождения во многих поместных церквах. 

С этим связан и тот факт, что в честь Космы или Дамиана были освящены храмы во всей Вселенной, а благочестивые родители называли их именами своих детей во всех частях христианского мира. 

Получаемся, что те же самые, празднуемые ныне нами святые Косма и Дамиан именуются аравийскими по стране их рождения и происхождения, асийскими – по месту образования, врачебного служения, и мученического свидетельства, а римскими – по причине того, что весьма вскоре после их мученичества почитание святых распространилось в Риме - столице Империи. 

Уже Папа Симмах (498–514) посвятил имени святых братьев часовню при церкви Санта-Мария Маджоре, а римский святитель Феликс IV (526-530) – храм на форуме Веспасиана, который и по сей день украшает знаменитая мозаика VI века. 

На римской мозаике Апостолы Петр и Павел указывают Христу на святых Косму и Дамиана. Соответствующая надпись свидетельствует о том, что дом Божий посвящен двум мученикам, «пришедшим с востока даровать народу упование здравия и спасения».

В Константинополе в честь святых уже в V веке были воздвигнуты два храма. Затем ещё два – при Императоре Юстине (518–527). 

Также в глубокой древности храмы, посвященные святым врачам, существовали в Скифии, Каппадокии, Памфилии и даже в Иерусалиме. 

Святитель Нонн Илиопольский (+471) в 457 году построил храм в честь святых мучеников в Эдессе. В свою очередь, Император Юстиниан (527-565) благодаря им получил исцеление от неизлечимой болезни. Именно тогда Самодержец повелел перестроить и украсить Базилику Космы и Дамиана в сирийском Кире, а также усилить их почитание в Константинополе. 

Здесь в Новом Риме на берегах Босфора главная из посвященных Косме и Дамиану церквей стала и прообразом современной лечебницы, или даже хосписа. Больных, болезни которых не подлежали излечению, помещали в ней на неопределенный срок. 

Ожидалось, что Святые, во сне ли или в видении, явятся самим больным или же врачам, чтобы указать, каким, в каждом конкретном случае, должно быть врачевание. Так и происходило!

О значительности почитания святых Космы и Дамиана в Древней Церкви говорит тот факт, что имена они упоминаются в чине проскомидии, древней римской евхаристической молитве, а также в главной, тайносовершительной молитве таинства елеосвящения, начинающейся словами: «Отче Святой, Врач душ и тел».

Во время проскомидии, во имя Космы и Дамиана, вместе с другими особо призываемыми святыми, вынимается седьмая по счету частица в честь чина святых Бессребреников и Чудотворцев древности. 

В римской молитве святые поминаются вместе с Киприаном Карфагенским и римскими мучениками. Известно, что со временем имена святых мучеников добавлялись современниками к этому списку римской молитвы, святые же Косма и Дамиан стали последними удостоенными этой чести угодниками Божьими. Так Древняя Церковь обозначила их святость пред Богом, как часть единого великого приношения всей Вселенной. Как об этом поется в тропаре всем святым: «Кровью пострадавших во всем мире мучеников Твоих, как порфирою и виссоном облеченная, их устами Церковь к Тебе взывает, Христе Боже». 

В древней молитве Евхаристии Киприан Карфагенский олицетворял собой Африканскую Церковь, римские мученики – Италийскую, а Косма и Дамиан – Сирийскую Церковь. 

В свою очередь, призывая мучеников в таинстве елеосвящения, Церковь просит ходатайства святых о болеющем и страдающем человеке, находящемся, и в этом подлинная суть соборования, по ту сторону человеческого врачевания и человеческой надежды. Как об этом говорится в разрешительной молитве прощения от лица совершающего таинство соборования священника: «Не мою грешную руку возлагаю на главу пришедшего к Тебе во грехах и через Тебя нас у Тебя просящего отпущения грехов, но Твою руку могущественную и сильную, что в этом Святом Евангелии, которое сослужители мои держат на главе раба Твоего».

Согласно Преданию, Косма и Дамиан были родом с аравийского полуострова. Такое свидетельство само по себе чрезвычайно важно, поскольку говорит о том, что уже в глубокой древности Аравия была одним из христианских центров. Получив образование на юго-востоке Малой Азии, в Киликии, святые практиковали здесь врачебное дело. При этом, будучи выходцами из семьи, обладавшей достатком, они могли позволить себе не брать денег за врачевание. По имеющимся в житии свидетельствам становится ясно, что лечение больных воспринималось ими в качестве образа благовестия христианской веры.

О мученическом подвиге святых в сирийском городе Кире засвидетельствовал великий и весьма авторитетный епископ христианской древности, Учитель Церкви блаженный Феодорит Кирский (393–458). Его Дух Святой сподобил быть святителем в местах их мученичества спустя примерно полтора столетия после страдания Космы и Дамиана за веру.

Во время Великого Гонения Диоклетиана (303–313), предположительно, в самом его начале, Косма и Дамиан были взяты под стражу правителем Киликии Лисием. За отказ принести жертву богам, после многих мучениц святые были обезглавлены. Вместе с Космой и Дамианом пострадали и святые Анфим, Леонтий и Евпрепий. 

Оставшиеся в живых христиане перенесли мощи свидетелей Христовых в Кир. Здесь они были погребены до того времени, когда на месте их честного упокоения, в эпоху, когда гонения были уже прекращены, была воздвигнута церковь в форме базилики. 

Среди Отцов Церкви, мученическом подвиге святых в сирийском городе Кире, в частности, свидетельствовал великий и весьма авторитетный епископ христианской древности, Учитель Церкви блаженный Феодорит Кирский (393–458). Его Дух Святой сподобил быть святителем в местах их мученичества спустя примерно полтора столетия после страдания Космы и Дамиана за веру.

Убивая святых Божьих, языческий мир желал стереть христианство с лица земли, христиан же предать забвению. Но Господь судил иначе. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, - говорит Господь» (Ис.49;13.15).

Итак, в течение года Церковь трижды празднует память святых чудотворцев и бессребреников

Очевидным образом, Господь соделал Косму и Дамиана братьями, врачами и заступниками многих народов. Заступниками всех нас и каждого из нас. Древняя Всехристианская их слава - свидетельство тому, что, в отличие от людей, Незабвенный Бог наш - Сама Незабываемость.