Публикации

Исцеление бесноватого отрока

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

Господь Иисус Христос предельно явил Себя человеком. Ибо Человеком Он подлинно был. Практически ни в одном слове, но только в Делах Своих – знамениях, исцелениях чудесах являл Он Свое Божество. Наш негордый Бог. 

Удивительным, парадоксальным образом, божественное в словах Его явлено бывало тогда, когда явлено было самое человеческое в Нем. В моменты недовольства, возмущения, скорби, оставленности. Как и в словах Евангелия от Матфея об исцелении бесноватого отрока: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф.17;14-18).

В противоположность тому, как в моменты раздражения, возмущения, усталости, в нас проявляется не только человеческое, но часто животное, плотское, скотское и звериное, Господь, в буквальном свидетельстве евангельского текста, как бы не сдерживая Себя, проявлял суверенное, полноценное, судьбоносное, мессианское и божественное. Он являл Себя, как Царь, Властелин, Судья, Первосвященник и Бог.

Бога должно воспринимать таким, каким Его являет библейское слово. Бог Библии – живой, любящий, сокрушающийся о грехах человека, скорбящий и радующийся. У Бога есть уши, есть руки и ноги, у Него есть глаза. В Библии Бог даже может … спать. Или, как это говорится в Псалмах: «Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином» (Псалом 77, 65). Бог Побежденный Вином! 

Бог – не всезнающий калькулятор. Ни некий мудрец, все просчитавший. Иначе бы Его уже заменил искусственный интеллект … Бог Библии – живой, и дышащий, скорбящий и радующийся, гневный и прощающий, затаивающий обиду на «губящих землю» (ср.Откр.11,18). Как об этом говорится в записанном философом Блезом Паскалем (1623–1662) в Рождественский Период 1654 года «Мемориале»: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не Бог философов и ученых. Уверенность. Чувство. Радость. Мир. Бог Иисуса Христа». 

В своем поведении человеку свойственно доходить до такой черты, когда Сам Бог готов сказать: «Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф.17,17). Но это – не самое страшное. Как сказано в молитве исповеди: «Ты каешься о злобах наших». Дословно: «сокрушаешься». Бог умеет терпеть. Бог жаждет прощать. 

Самое трагическое и безысходное, согласно тому же евангельскому слову, это когда неверующие, не ведающие, чуждые Церкви, взывают к Богу словами отца бесноватого отрока: «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не смогли мне помочь!» (Мф.17,16). Не смогли, не захотели, мимо прошли. 

Церковь, а Церковь представляет собой, несет в себе каждый верующий и крещеный православный, Церковь Господа Иисуса Христа, одна. Нет на земле другой Церкви. Она гравитация, и топос, и место спасения. Только в ней Бог может быть явлен в такой полноте.

Итак, человечество, скорбящее, запуганное, больное, страдающее, верящее лжепророкам, говоря словами Тиля Линдеманна, «ревет об искуплении». В ответ на молчание, в молчании взывает оно к Богу: «Просило помочь, указать, не оставить. Но они отказали, они не смогли. И демоны мучат меня в это злое время.  И часто бросают в огонь и часто в воду» (Мф.17,15).