Публикации

Святой Феодор Освященный

Августин Соколовски

29 мая, когда третья декада мая, подобно вселенной в эти последние времена, спешит к своему завершению, Церковь празднует память святого Феодора Освященного (316–368). Святой был учеником и преемником Пахомия Великого. Благодаря Феодору дело Пахомия продолжилось в истории. Именно поэтому память Феодора в Восточной Церкви почитается на следующий день после памяти самого Пахомия, совершаемой накануне.

Историческая дата дня рождения Феодора, как Древняя Церковь именовала дни отшествия святых к Богу, приходится на 28 апреля 368 – ровно за 1600 лет до Парижской весны 1968 года.

Напомним, что Пахомий положил начало монашеству на Юге Египта в области Фив недалеко от современного Луксора. Количество монахов под его руководством со временем сделалось столь велико, что некоторые исследователи полагают, что его монастыри простирались вплоть до Судана.

Монастырь становился своего рода «Церковью в церкви», местом, где христианский идеал искал своего воплощения во взаимном молитвенном и трудовом общении. Согласно такому замыслу, семья – это малая церковь, монастырь же – идеальная церковь в Церкви.

В свою очередь, Пахомий пришел ко Христу весьма ассиметричным образом. Будучи рекрутирован, он отстал от основного отряда, возможно даже стал дезертиром в римской армии. Тогда его приютили и оказали милость христиане. В память об этом. И, главное, в знак своего обращения, благодарности и покаяния, он стал основателем множества монастырей, правила жизни которых были оформлены по подобию армии.

Со временем образовалась подлинная, из множества монастырей, монашеская федерация. При этом, личность, дарования, харизма самого Пахомия, или других отцов, значением не обладала. Важно было послушание, должность, в которых не было ничего личного, но только правила, форма и поддержание по подобию армейской организации. Жизнь монаха становилась формой, чтобы дух был свободен для Бога (Рим.8,9).

Но возвратимся к Феодору. Имя «Феодор» означает «дар Божий». В отличие от Пахомия происхождение его было христианским. Обращение Феодора было не обращением ко Христу, но, волей благодати, желанием жить по-монашески. В своем родном городе он услышал проповедь аскета, рассказывавшего о своем опыте пребывания в основанных Пахомием монастырях. Вначале Феодор удалился в монастырь в близлежащем городе. Но затем, следуя непреодолимому призванию, все же пришел в монастырь Пахомия.

Он не сделал этого сразу, поскольку монах, рассказавший ему о Пахомии, предупредил его, что людей благородного происхождения и образованных, каковым и был Феодор, в таких монастырях не принимают. Однако, вопреки этому предсказанию Пахомий был рад пришедшему. Уже одно это было особым знамением. Феодору было тогда весьма молод, ему было около 20 лет.

Спустя некоторое время, Пахомий, вопреки установленным им правилам, благословил Феодору прочитать поучение. Сказанное им обладало духовной силой, монахи слушали со вниманием, хотя большинство из них обладали опытом и были гораздо старше. Через некоторое время Пахомий удалился в другую обитель, а управление девятью существовавшими монастырями поручил «юному старцу».

Спустя годы Пахомий занемог, братии казалось, что время отшествия его близиться. Тогда часть из них уговорила Феодора дать свое предварительное согласие возглавить монастыри после кончины Великого. Пахомий узнал об этом и выздоровел. Так было положено начало разрыва. Феодор был отстранен и сослан.

Перед отшествием из этой жизни Пахомий назначил своим преемников своего брата, но тот скончался вскоре вслед за ним. Тогда управление монашеской федерацией было поручено другому ученику Пахомия. Однако., тот не был прирожденным руководителем. Оказалось, что, вопреки уставам, человеческий фактор имеет значение. В монастырях возникли разногласия, так, что часть монастырей стали двигаться в сторону отделения.

Важно понимать, что монастыри Пахомия были огромны. В них подвизалось несколько тысяч монашествующих, часть из которых еще не были крещены. На Пасху совершалось торжественное крещение, которое совпадало с принятием в общину. Обеты святого крещения произносились пред всеми, таково происхождение монашеских обетов. Пахомий был египтянином по происхождению. Видоизмененная форма этой «национальности» с течением веков стала звучать, как «копты».

Когда число греко-язычных монахов, преимущество из Александрии, стало увеличиваться, ими, в качестве посредника-переводчика руководил монах также по имени Феодор. Пахомий и его монахи не владели греческим. Насколько роль Феодора Александрийского была самостоятельной, исследователям не ясно. Очевидно только то множество проблем, с которым пришлось столкнуться преемнику Пахомия.

Когда часть братства обратилось к Феодору Освященному с просьбой возглавить дело Пахомия, он согласился. Значительную часть своих усилий он направил на то, чтобы все огромное братство следовало примеру исключительно Пахомия. Такое подчеркнутое внимание к отцу-основателю противоречило первоначальному замыслу братства. Свидетелями этой перемены могло казаться, что наступало время стагнации, а первоначальное равенство забывалось.

Но это было необходимо. Ибо личная харизма Феодора всегда была весьма велика. Помимо личных дарований, называемых богословием субъективными, он обладал харизмой объективной. Монашествующие того времени отрекались от мира и от служения в Церкви. Феодор же был рукоположен во пресвитера. Следует отметить, что Александрийская Церковь того времени, не знала принципиального отличия между епископом и пресвитером. Он мог совершать и преподавать таинства. Славить Бога в Евхаристии. Именно это означает его имя «Феодор Освященный».

В итоге перед судом истории, который, как оказалось, в данной исключительном случае совпадал с предопределением Бога, Феодор нашел в себе силы простить учителю и сделать все, чтобы его монашеский Град Божий на земле продолжился. Феодор – дар Бога, синоним благодати. Казалось, что Пахомий, выступая против личной харизмы в своих монастырях, по сути, защищал свободу каждого монаха. Как святой Августин (354–430) в своих трудах, он, на практике, пытался примирить благодать наставничества и свободу быть учеником. Но благодать победила.