Публикации

Соработица богословия или зачем церкви психология

СОРАБОТНИЦА БОГОСЛОВИЯ ИЛИ ЗАЧЕМ ЦЕРКВИ ПСИХОЛОГИЯ

По благословению Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты действует кабинет психологического консультирования, куда за помощью может обратиться любой желающий. О том, что такое православная психология и какие задачи перед ней стоят корреспондент «Света Православия» беседует с психологом Викторией Александровной Левиной. На сегодняшний день это единственный специалист данного профиля, официально работающий в Православной Церкви Казахстана.

- Виктория Александровна, как появилась идея использовать на приходе психолога?

- Мы живем в очень благоприятное время. Может быть, впервые социальное служение на приходе не только приветствуется, но прямо вменяется священноначалием в обязанность и духовенству, и мирянам. Еще в 2009-м году, на епархиальном собрании в Москве, Патриарх Кирилл указывал на необходимость введения в штатные расписания приходов должностей социальных работников. Через специальные программы защиты, коррекции и реабилитации эти работники, имеющие профессиональную подготовку, могли бы оказывать содействие прихожанам в преодолении личностных и социальных трудностей. И я очень рада, что здесь, в Казахстане, эти идеи нашли самую действенную поддержку у Владыки Митрополита.

- Какая задача ставятся перед приходским психологическим консультированием?

- Оно сформировалось на стыке собственно психологии, богословия, философии, православной антропологии и святоотеческого аскетического опыта. Отсюда и его задача - содействовать духовно-нравственному развитию человека. Думаю, это перспективное направление. Достаточно сказать, что сегодня в различных епархиях и на различных приходах, по благословению священноначалия и совместно с приходским духовенством, успешно трудятся православные психологи-консультанты, работают их сообщества, функционирует даже православный Институт христианской психологии.

- А с чего начиналась Ваша работа?

- Во-первых, с 2010-го года, на различных алма-атинских приходах, я читала курс возрастной психологии для родителей, чьи дети посещают воскресную школу. Практически на каждом занятии мне задавали вопросы, самые разные, для ответов на которые требовался совсем другой формат разговора. Без индивидуального консультирования, когда психолог и тот, кто к нему обратился, общаются один на один, без посторонних, обойтись было просто нельзя.

Во-вторых, выяснилось, что многие из тех, кто хотел бы обратиться за помощью, предпочтут обратиться к «своему», церковному психологу, а не к «светскому».

Наконец, индивидуальные консультации стоят достаточно дорого, часто люди, кому это действительно нужно, не имеют возможности их оплатить. Церковный психолог мог бы оказывать квалифицированную помощь безвозмездно, во славу Божию.

Посоветовавшись с разными священниками, я представила свои соображения Митрополиту Александру и получила его благословение на работу при Вознесенском кафедральном соборе.

- С какими трудностями Вы столкнулись, начав работать на приходе?

- Неожиданными для меня были опасения части прихожан, что, дескать, психология стремится подменить собой религию, а психолог стремится подменить собой духовника. Сразу хочу сказать, это ложный страх. У духовника и у психолога разные цели и разная методология. Духовничество направлено на спасение, в богословском понимании смысла этого слова, а работа психолога – на решение проблем личности в ее развитии.

- Но ведь есть же в психологии концепции, которые не могут быть приняты христианином?

- Да, есть, но первичен здесь сам психолог, точнее – его взгляд на природу человека. Если человек является продуктом эволюции, а его психика является продуктом генетики и последующего воспитания – это одна картина и одни выводы, со своими диагнозами и прогнозами. А если человек в тварном мире является отражением образа Творца, то это совсем другой разговор.

Как вы понимаете, только во втором случае генетические, социальные, биографические и любые другие обстоятельства являются лишь обстоятельствами, а не причиной наших выборов и поступков. Выбор делает сам человек и на эту свободу выбора Бог не посягает. Так что методология коренится в антропологии.

«Светская» психология, в своих претензиях на самодостаточность, воспринимает религию лишь как один из методов воздействия на человеческую психику с целью достижения благополучия, понимаемого, разумеется, гуманистически. Богу здесь отводится скромное место обслуживающего персонала, который нужен для «более полного удовлетворения всевозрастающих потребностей». Это в лучшем случае.

- А в худшем?

- В худшем Он вообще является некоей умозрительной величиной, не существующей в реальности, но используемой для вполне реальных прагматических «вычислений».

- У психологии христианской подход, конечно же, другой?

- Психолог-христианин ставит в центр системы координат не природу, не человека, а Творца. И отношения человека с Ним.

Христианская психология помнит заповедь "возделывать и хранить землю, из которой человек взят". И воспринимает психологическую и социальную природу человека именно как ту самую «землю». Это значит, что главная задача приходского психолога – помочь человеку в очертаниях личностных, межличностных, социальных, семейных и других конфликтах и проблемах рассмотреть контуры первичного духовного расстройства – нарушенные доверительные отношения с Богом.

- Ведь это задача духовника?

- Верно! Именно поэтому для меня психология не служанка философии или социологии, а соработница богословия. Используя специфический инструментарий, она может помочь увидеть расстроенные отношения с Господом, но их восстановление произойдет через воцерковление, через участие в Таинствах, прежде всего – Исповеди и Причастия. В этом случае психологические проблемы и даже драматические события станут для человека местом встречи с любящим Отцом и, одновременно, призывом делиться с другими людьми радостной вестью об этой обретенной любви.

- Как организована консультативная работа на Вознесенском приходе?

- Дважды в неделю проходят индивидуальные консультации, номер телефона для предварительной записи вывешен в притворе храма. Есть занятия в группе. В каких-то случаях можно обойтись разовой консультацией, а иногда требуется серия встреч.

- Кто обращается к Вам?

- Самые разные люди, разного возраста, разного социального положения, с разным образованием, с разным жизненным и духовным опытом. В основном, это православные верующие, но не только прихожане Вознесенского собора. Иногда приходят протестанты. Иногда бывают люди совсем нецерковные или принадлежащие к нехристианской религиозной традиции. Последнее, кстати сказать, я рассматриваю как свидетельство колоссального доверия к духовному опыту Православной Церкви, который намного древнее, чем любой психологический метод.

- О чем вы беседуете?

- О личностных проблемах, о кризисных ситуациях, в которых оказались люди, о межличностных конфликтах. То есть о том, что тоже мешает, в конечном итоге, иметь нам обещанную Христом жизнь с избытком. Причем нужно четко понимать, что психолог лишь помогает увидеть проблему или ее причины, определиться с путями исправления, но решение, исправлять или нет, принимает сам человек и уж тем более он сам его осуществляет.

- С какими психологическими проблемами Вы чаще всего сталкиваетесь?

- Часто людьми владеет ложное чувство вины, это не так безобидно, как может показаться. Часто психологические проблемы порождает разрыв между тем, во что я верю и тем, как я живу. Неспособность отличать радость от удовольствия. Неумение принимать на себя ответственность. Продолжать можно долго, в любом случае, с точки зрения христианского психолога, за всем этим стоит то самое первичное духовное расстройство, о котором мы говорили выше.

- Вы можете, в качестве примера, рассказать о каких-то интересных случаях из Вашей практики?

- Я воздержусь от примеров, чтобы избежать малейшего риска, для кого бы то ни было, быть узнанным, уж извините.

Одним из первых моих дел на приходе стало занятие в группе с техничками храма. Эти женщины выполняют тяжелую, почти непрерывную работу по уборке, уходу и поддержанию порядка. И прежде всего с ним сталкивается человек, пришедший в храм. Стало быть, от них, от их доброжелательности, от их чуткости может зависеть то, с каким сердце человек выйдет из храма. Насколько мне известно, после наших занятий и тренингов жалоб на техничек со стороны прихожан стало меньше, а сами храмовые работницы приобрели новые знания и навыки по управлению своими эмоциями.

- Епархиальный телефон доверия и приходское консультирование, чем они отличаются друг от друга?

- Это две стороны одного дела. С той разницей, что оператор телефона доверия находится на передовой, работает в экстренных условиях, является, в своем роде, скорой помощью. Психолог-консультант работает в стационарных условиях, располагает большим временем и соответствующими возможностями. В любом случае, между этими службами существует определенное взаимодействие.

- Как вам видится дальнейшее развитие приходской психологической службы?

- Думаю, ее можно поднять на качественно иной уровень, создав психологическую службу Митрополичьего Округа, что позволит совершенно иначе организовать эту работу уже в масштабах всей Православной Церкви Казахстана. Преимущества здесь очевидны: координация усилий приходов и епархий, обмен опытом и методическими материалами, расширение практики.

- Спасибо! В завершении разговора, что бы Вы хотели сказать и пожелать нашим читателям?

- Помните, психология не является истиной в последней инстанции. Она лишь позволяет выявить определенные закономерности и, врачуя ваши отношения с самим собой или с другими людьми, может содействовать врачеванию ваших отношений с Богом, содействовать вашему спасению, содействовать вашему возрастанию во Христе, а не только «личностному росту».