Публикации

Падение Рима

Августин Соколовски

В этот день, 4 сентября 2022 года по современному календарю, в 476 году пал Рим. Вождь германцев Одоакр взял Город и отослал царские регалии в Константинополь.

Римская Империя не прекратила свое существование, поскольку формально разделение между Востоком и Западом отсутствовало. Однако, Великий Город, веками господствовавший над миром, утратил свое политическое значение. Начались времена упадка и маргинализации.

Для нас важно помнить о том, что в истории Православия существовало два мировоззрения, выраженные блестящими представителями Святоотеческой Мысли. Именно они предопределили последующее развитие цивилизаций Востока и Запада, стали причиной их противоречий и противостояний на последующие времена.

Так, отец церковной истории Евсевий Кесарийский (269–339), считал, что принятие христианства Императором Константином – благословение свыше. Отныне, по мнению Евсевия, христианство и империя должны были идти рука об руку. Православные Цари, по мнению Евсевия, до скончания века будут оберегать и обустраивать Церковь. Подробно такое видение вопроса было выражено Евсевием в его знаменитой «Похвале Императору Константину».

Евсевий лично знал Константина, был приближен ко двору, а потому сформулировал свое мировоззрение по данному вопросу вполне осознанно. И хотя формально Евсевий был не вполне православным, и не может считаться «Отцом Церкви», его мировоззрение стало основополагающим для всего последующего развития Восточного Православия.

В свою очередь, святой Августин Иппонский (354–430), епископ Карфагенской Римской Африки, живший на столетие позже Евсевия и в 410 году ставший свидетелем первого взятия Рима варварами в 410 году, считал иначе. Свое отношение к вопросу он сформулировал в колоссальном по объему труде «О Граде Божьем».

Августин считал, что крещение Константина и христианизация Империи – это благо. Однако, он же полагал, что Константин основавший на берегах Босфора город своего имени, Константинополь, в этом подобен основателю Земного Града Каину. Ибо единственный подлинный Град – Град Божий, а отечество христианина – На Небесах.

Церковь и сам Град Божий Августин именовал Республикой. Государства же и Империи Августин считал преходящими и предостерегал Церковь от излишнего упования на сильных мира сего. Это мировоззрение легло в основу западно-христианского мировосприятия, с его постоянным противостоянием между властью епископа и светских правителей.

В Царстве Христа и Бога мы узнаем ответ на вопрос, кто же из двух великих Учителей Древней Церкви оказался прав.