Знание Общины о Боге складывается из богословия и домостроительства. Богословие — это то, чем Бог является Сам в Себе. Отец, Сын, и Святой Дух. Даже если бы мир не был сотворен, Бог всегда был бы и всегда оставался, пребывая, Отец, Сын, и Святой Дух. Единый Единственный Бог.
Домостроительство же есть Божественная Экономика, то есть осуществление Его спасительного замысла по отношению к сотворенному из небытия миру, а главное, искупительное дело Божие любимого своего создания, имя которому - человек. Искупление и спасение, возведение человека из пропасти погибели.
II
В течение Лета Господня Церковь неоднократно совершает торжества в честь Богородицы. Все они так или иначе связаны с божественной экономикой спасения: Зачатие Девы Иоакимом и Анной, Рождество Богородицы, Введение во Храм, Благовещение, Сретение. Все эти праздники, так или иначе, относятся к домостроительной тайне спасения. Они напрямую соединены с Земной Жизнью Господа Иисуса, и направлены на исполнение Дела Божия в Крестной Смерти и Воскресении.
Получается, что Успение – единственный богородичный праздник, который более не имеет отношения к домостроительству, поскольку последнее уже завершено. Крест, Гроб, Воскресение, Одесную Сидение, Второе и Славное Вновь Пришествие, - как об этом говорится в Евхаристической Молитве Церкви.
По логике линеарного догматического мышления Успение как бы выносится за скобки. Но Бог судил иначе. И эта подготовленная им инаковость Истины об Успении напрямую связана как с нашим человеческим существованием, так и с догматом Второго Пришествия, который, хотя и упоминается в литургии в прошедшем времени, еще не свершился.
III
В отличие от всех других богородичных праздников, в Событии Успения мы все делаемся современниками Пресвятой Девы. Чтобы осознать эту современность её нам в литургической молитве Церкви, достаточно обратиться к евхаристическому канону.
Ещё приносим Тебе это словесное служение за в вере почивших: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов, проповедников, евангелистов, мучеников, исповедников, воздержников и о всяком духе праведном, в вере скончавшемся. Особенно же о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.
Из этих слов, произносимых Общиной устами священника после Преложения Даров становится очевидным, что в этом поминовении, объединяющих всех живущих – живых Пред Престолом Бога и живых здесь пред Престолом Храма – отражается мировосприятие современников Пресвятой Девы. Тех, кто, будучи непосредственно связан с Апостольским Кругом, или с первыми поколениями учеников апостолов, еще помнили Пресвятую Деву, Матерь Иисуса, живущей здесь на земле.
Для этих первых, святых людей - христиан в подлинном смысле этого слова - принципиально не существовало отличия между теми, кто еще предстоит Богу в молитве Евхаристии, и теми, кто, как Пресвятая Дева, Пророки, Апостолы, Мученики, и все Бесконечное Облако Свидетелей, ходатайствуют пред Богом в общении святых. Тексты, по смыслу своему восходящие к современникам Пресвятой Девы, достойны восприятия со вниманием, страхом и трепетом. Будучи живыми Словами Экклезии, они вбирают нас в число Современников Бога.
IV
В наше время в светском, профанном, словоупотреблении часто можно услышать, что смерть — это тайна. Подобным же образом, в церковном и богословском словоупотреблении говорится о «таинстве смерти». Все это лишь кажется верным.
Ведь всякое таинство – жизнь. И жизнь человека есть таинство. Таинство Человеческой Жизни с ее радостями и печалями, с ее улыбками и обидами, с ее рукопожатиями и объятиями. Великое таинство человеческого дыхания. Благоговение перед жизнью. «Спасибо за то, что живой» …
Смерть – упразднение таинства. Божия Матерь, которую Церковь прославляет, как Честнейшую Херувимов и Славнейшую без Сравнения Серафимов должна была умереть. В этом – великая трагика Правды Успения. Становясь современниками апостольской общины, а значит, умирающей Пресвятой Девы, мы всматриваемся в это упразднение Таинства Жизни Той, что дала жизнь Жизни Мира.
V
В случае, если Общине даровано бывает стать современницей Апостолов, ей дается понимание того, как воспринимали ее те, кто видел и знал. Для неверующих Она была матерью, потерявшей единственного сына. Вдовой. Для апостольского круга и верных, Мария, Мать Иисуса, была Породившей Жизнь Свидетельницей Воскресения. Той, кто жила всегда в Присутствии Сына.
Писание называет Господа Единородным Сыном. Привычные нам слова часто становятся нейтрализаторами смысла. Единородный значит Единственный. Господь Иисус был единственным Сыном Отца. Он был и единственным Сыном Марии. Бог на Кресте потерял Своего Единственного. Мария молча проводила Ребенка на Крест. Бог восставил Иисуса из мертвых. Мария жила явлением Воскресшего Мессии Спасителя. Так в тайне богородичного догмата раскрывается скорбная общность Человека и Бога.
VI
Апостольская Община ждала Пришествия Господа вновь. Непосредственно. Как если бы Он уже постучался в дверь, стоял за порогом, неумолимо навстречу шагал. Апостолы ожидали Пришествия Господа Иисуса. Поэтому так мало было записано и сказано о Деве. Казалось, что обстоятельства более не важны. Господь приближался.
В символике События Успения многое становится очевидным: детская душа Марии - в руках Господа; тело - уже Воскрешенное Им. Так в Марии и ее Успении является Великая Тайна о том, что ожидает нас.
Тайна, не замеченная богословием, заключается в том, что Завершение Домостроительства – в иной, человеческой, жизненной перспективе – содержится в Тайне Успения. Таинство жизни для тех, кто нас покинул, таинство жизни для нас.
Господь воскресил Пресвятую Деву, уже приближаясь в Пришествии. Успение означает, что Иисус возвращается и уже переступил Порог.
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski