Публикации

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ФЕОГНИЙ, АГАПИЙ, ПИСТ И МАТЕРЬ ИХ ВАССА

Августин Соколовски

3 сентября Церковь празднует память святых мучеников Феогния, Агапия, Писта, и матери их Вассы. Святые пострадали за Христа в правление императора Максимиана Галерия (305–311) в греческой Македонии. Подобно Вере, Надежде, Любви и Софии Римских, македонские страдальцы являют удивительный пример совместного мученического свидетельства родителей и детей.

Имя Феогний означает «знающий Бога», а Агапий и Пист – «возлюбленный» и «верный». По сути, это те же самые имена, что и имена святых римских мучениц. В тождестве наименования македонских и римских святых, а также в схожести биографии их страдания, раскрывается духовное родство Вассы, и детей ее, с мученицами Верой, Надеждой и Любовью.

Древний мир не считал детей за полноценных людей, поэтому даже то, что христиане имели обыкновение крестить их, вызывал у язычников возмущение. Более того, участие детей в евхаристическом собрании Церкви, приобщение их Телу и Крови Христовых, порождали нелепое обвинение в том, что христиане питаются кровью младенцев. Среди древних мучеников было немало страдальцев весьма юного возраста. Их свидетельство веры было сильнейшим опровержением языческой клеветы и нелепиц.

Библейским прообразом совместного страдания за веру разных поколений стал пример мучеников Маккавеев. Тогда в 166 году до нашей эры семеро братьев пострадали за соблюдение предписаний законов вместе с матерью Соломонией и учителем Елеазаром (2 Мак.6,18-7,42). Однако в отличии от Маккавеев, Софии и дочерей, о Вассе и сыновьях ее гораздо менее известно среди верующих во Христа в наши дни. Так было не всегда. Ведь в V веке этим святым была посвящена церковь в Халкидоне. Этот пригород Константинополя был весьма значим.

Святые пострадали за Христа в правление преемников императора Диоклетиана (284–305). Это время ознаменовалось самыми жестокими во всей предшествовавшей истории христианства гонениями. Реформируя структуры Римской Империи, Диоклетиан начал систематическое уничтожение Церкви и принадлежавших к ней. По-видимому, он желал, чтобы в новый период своей истории Империя вошла без имени Христа.

Язычники полагали, что за несколько мирных десятилетий, которые прошли со времени последних жестоких гонений, христиане стали духовно слабыми. Но стойкость христиан в перенесении мучений за веру удивляла. Ведь у самих язычников, отречение под влиянием обстоятельств и при угрозе жизни не считалось зазорным. Совершенно непонятным для них представлялась готовность христиан умереть за свои убеждения. Вслед за императором-философом Марком Аврелием (161–180), язычники считали это следствием крайнего фанатизма, или же, вслед за невежесвенной толпой обвиняли христиан в колдовстве. Подвергая совместному страданию родителей и детей, они были уверены, что отречение от веры будет неминуемо, поскольку ничто не сможет устоять перед силой родственных уз.

Сведений о святых мучениках сохранилось весьма немного. Согласно житию, Васса была супругой языческого жреца. «Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» - пишет Апостол Павел (1 Кор.7,13). Помимо свидетельства о том, насколько буквально исполнялись тогда христианами эти слова Апостола Павла, эта биографическая подробность из жития святых говорит о силе евангелизации того времени. Ведь получается, что проповедь христианской веры проникала во все слои тогдашнего общества.

Согласно житию, языческий жрец сам донес на свою супругу Вассу. Возможно, им руководила человеческая злоба, но возможно и то, что таким образом он надеялся, что после отречения от веры своей супруги, ему удастся сохранить свою репутацию и оградить благополучие семьи. Вассу привели на допрос и предложили отречься от веры в капище Зевса. Там она сокрушила идола. В ответ на это поругание святилища язычники начали мучить ее детей. Феогний, Агапий и Пист были жестоко мучимы. Укрепляемые силой благодати, они не отреклись от веры и были обезглавлены. Вассу язычники бросили в море.

Проплывавшие мимо в лодке рыболовы подобрали ее, и святая была спасена. Современникам тех событий казалось, что спасшие ее рыбаки были Ангелами Бога, а близкий нам по времени святой преподобный Никодим Святогорец (1749-1809), в своем размышлении над судьбами этих святых, полагал, что Васса была спасена ее сыновьями, которые обрели мученический венец и были посланы для ее спасения Самим Христом.

Такие истолкования весьма поучительны, но происшедшее после превосходит обычное назидание. В житии святой Вассы удивительно окончание. Оно обладает подлинным теологическим содержанием, и раскрывает повествование о святых, как новое истолкование пасхальной тайны. Итак, святая Васса избежала гибели от мучений. Язычники полагали, что убили ее и не предпринимали никаких поисков. С точки зрения общества того времени она была полностью свободна, и новая жизнь была открыта перед ней.

«Верую в воскресение плоти», - говорится в Символе Веры Святых Апостолов. Зная об этом убеждении православных христиан, язычники подвергали их особенным телесным мучениям. Помимо стремления добиться их отречения, они старались обезобразить и, по возможности, уничтожить их тела, чтобы тем самым обрушить их упование на телесное воскресение. До появления в мире христианства язычники презирали тела. Когда мир все более христианизировался, они стали боятся тел святых.

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал Фоме: подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20;26-27). Это евангельское повествование о явлении Воскресшего Иисуса Фоме, итогом которого стало уверение в телесном Воскресении Иисуса, и исповедание Его Господства и Божества, было удивительным образом воспроизведено в житии святой Вассы.

На восьмой день после того, как язычники потопили ее в море и были уверены в ее погибели, она, сознательно и в добром здравии, явилась на суд к своим преследователям. Это добровольное свидетельство победы над смертью и пренебрежения самыми благоприятными обстоятельствами было весьма велико. Полагая, что видят перед собой привидение, или призрак, видя, что какие бы то ни было ритуалы оказываются бессильны перед лицом явления святой, язычники в страхе принялись избивать ее палками. Так, в свободном возвращении к своим преследователям и убийцам ради свидетельства о Господе Истины (ср.Ин.14,6), святая Васса завершила свой путь ко Христу.