Августин Соколовски
Философ Жак Деррида (1930–2004) был постмодернистским мыслителем. Он занимался деконструкцией слов и мыслей. Философ Ганс-Георг Гадамер (1900–2002) был «отцом философской герменевтики». Он трудился над интерпретацией слов и мыслей. Гадамер родился в 1900 году, а Деррида в 1930 году. Когда Гадамер умер в 2002 году в возрасте 102 лет, Деррида подвергся критике. Потому что он никогда не вступал в диалог с Гадамером. Для философа его калибра это казалось странным. Ответ Деррида был: «Я просто привык к тому, что он жив». В 2004 году, всего два года спустя, умер сам Деррида. В одном из некрологов написали: «Умер последний философ».
В день, когда Православная Церковь празднует всеобщее поминовение всех усопших накануне Пятидесятницы, мы можем извлечь урок из этой истории. Ведь все привыкают ко всему, даже к тому, что становиться привычным не должно... На самом деле, мы привыкаем к тому, что наши близкие живы. Мы также привыкаем к тому, что умершие мертвы. Но так быть не должно. Великие дни церковных поминовений помогают нам избавиться от привычки жить в таких привычках.
Как это должно быть? Что должен был бы сказать и как должен был бы мыслить христианин? «Мы помним наших усопших близких. Мы не забываем тех, кого уже нет с нами. Мы помним их по имени. Мы не автоматически помним их имена лишь потому, что включили их в молитвенные списки. Но каждый раз, спонтанно, усилием воли и памяти, мы вспоминаем их заново». Так должно было бы быть, причем не в идеале, но в реальности.
Те же, о ком больше никто не помнит и за кого больше никому помолиться, особенно поминаются Церковью в дни всеобщего поминовения всех усопших, во вселенские родительские субботы. В этом главное назначение этих дней в Православной Церкви, ибо другие усопшие, о которых помнят их родственники, поминаются часто и поименно.
«Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», — говорится в молитве «Отче наш». Эта великая молитва говорит не только о грехах. В день, когда Церковь вспоминает всех усопших, последнее прошение молитвы «Отче наш» расширяется и приобретает новую форму. «Отче наш, всегда помни о нас и никогда не забывай нас, ибо мы всегда помним наших усопших и постоянно за них молимся».