Публикации

26-я Неделя по Пятидесятнице

Устанавливая время, когда нужно приходить исцеляться, начальник синагоги выставляет себя очень религиозным человеком. На самом же деле он демонстрирует глубоко магическое сознание. Ведь «времена и сроки» (Деяния Апостолов 1:7) предопределены Богом.

26-я Неделя по Пятидесятнице

В двадцать шестое воскресенье по Пятидесятнице Церковь продолжает читать Евангелие от Луки и празднует исцеление Иисусом сгорбленной женщины. Это 70-е зачало, глава 13, стихи с 10 по 17. Всего восемь стихов, символизирующих вечность. Это очень насыщенное повествование, и о каждом слове Спасителя можно было бы написать целые книги. Остановимся на некоторых деталях.

Иисус учил в синагоге, как это было принято в субботу. Увидев сгорбленную женщину, Он позвал её и исцелил. «Она тотчас выпрямилась и начала славить Бога» (Луки 13:13). Начальник синагоги возмутился: «Есть шесть дней, в которые должно делать дела; в те и приходите исцеляться, а не в субботу» (13:14). Очевидно, он ссылается на Закон и поэтому считает себя правым. Опасаясь прямого столкновения с Иисусом и не желая говорить напрямую с женщиной, поскольку женщины не считались независимыми существами, он выместил свой гнев на тех, кто приходит «исцелиться в субботу». Почему они приходят исцеляться в субботу, почему Иисус исцеляет в субботу? Неужели Господь намеренно хотел вызвать такую реакцию, которая формально, с точки зрения Закона, была естественной? Дело в том, что это было необходимо.

Господь Иисус должен был раскрыть истинное значение субботы. Суббота — это не праздность или бездействие. Суббота — это вхождение в покой Божий. Ибо Бог, сотворив мир, почил от всех дел Своих. Высшая форма божественного покоя — Святой Крест. Женщина страдала; она была сгорблена восемнадцать лет. Она долгое время пребывала в состоянии субботы, постоянно, всегда и везде. Поскольку она страдала и верила в пришествие Мессии, Избавителя, в ней возникло великое родство со Спасителем. Поэтому Он тотчас увидел её, Сам позвал её и исцелил.

«Эту дочь Авраама связал сатана» (Луки 13:16). Что означают эти слова Христа? Неужели сатана может просто так взять и связать человека? Одно из имён сатаны в Писании — дьявол. Дьявол — клеветник, и, заметим, это означает обвинитель, то есть буквально прокурор. Изначально он оклеветал человека перед Богом. Поэтому все болезни, страдания и даже смерть — результат его клеветы. Все мы, братья и сёстры, оклеветаны сатаной. Сгорбленная женщина в Евангелии — разительный тому пример.

Господь возлагает на неё руки. Это древний библейский способ благословения и одновременно пророческое указание на Церковь. Чтобы противостоять клеветнику, дьяволу, этому зловещему обвинителю, Господь после Своего Воскресения пошлет верующим адвоката. Именно так переводится слово «Утешитель», «Параклит», которым мы называем Святого Духа, буквально означая адвоката и защитника.

Через рукоположение в Церкви передаётся благодать священства и сила таинства. Для нас, православных христиан, эта евангельская история открывает новую перспективу. Мы должны всегда приходить, буквально бежать ко Христу, чтобы получить благодать таинств. Ни в коем случае мы не должны противопоставлять таинствам своё собственное недостоинство, как некую новую субботу. Мы должны бесконечно ценить бесконечно ценное присутствие Церкви, её богослужения, богатство веры и благодатную помощь среди нас.

Наконец, мы сгорбленная женщина в синагоге, то есть в собрании, в житейском море народов. Иисус всегда смотрит на нас и видит нас всегда. «Господь ответил ему: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить?» (Луки 13:15). Церковь как Общество Верующих, каждый из нас в отдельности и все мы вместе, – мы теленок и осленок Божий, Его наследие, которое Он освобождает от субботы страданий, смятения и молчания и ведёт к питию Крещения и Святых Тайн.