Понтификат Папы Либерия длился с 17 мая 352 до 24 сентября 366 года. Большая его часть совпала с временем правления императора Констанция (337–361). Последний рьяно поддерживал еретиков-ариан и всеми силами пытался буквально запретить Никейское Православие. Будущие великие каппадокийские отцы, Василий Кесарийский и Григорий Богослов были еще слишком молоды. Подлинным патриархом всех православных был святой Александрийский епископ Афанасий.
Констанций постоянно преследовал Афанасия, угрожал, клеветал, отправлял в изгнание. На римском епископе Либерии лежала особенная ответственность. Первоначально от твердо противостоял еретикам, но потом неожиданно поддался. Это произошло не сразу. На серии церковных соборов, созванных как самим Либерием, так и по настоянию Констанция, Афанасий вначале был оправдан, но затем подвергнут осуждению. Так как Либерий отказался признать это отлучение своего собрата, в Рим от императора был послан евнух Евсевий. Он арестовал папу и препроводил в Милан. Либерий не уступил угрозам, обличил представителей власти, за что был сослан, сначала во Фракию, а затем на Балканы. Именно там, лишенный человеческого общения и знакомых ему контекстов, в 357 он все-таки подписал осуждение Афанасия и спустя год вернулся в Рим.
Со смертью Констанция Либерий нашел в себе силы исправиться. Он присоединился к решениям Православного Собора 362 года в Александрии и осудил предыдущие еретические постановления Собора в Римини (359). Не ограничившись этим, он приложил все силы, чтобы вернуть в церковное общение и убедить отказаться от заблуждения тех епископов, которые прежде поддерживали ариан из страха или предубеждения.
В 377 году в своем трактате «О девственницах» святой Амвросий Миланский так пишет о Либерии: «Самое время будет передать наставления славной памяти Либерия, ведь чем муж святее, тем и речь его бывает благотворней» (3,1). Слова столь авторитетного Отца Церкви означали церковное прощение, более того, прославление.
Пример святого Либерия учит верующих, что, каково бы ни было заблуждение, общественное или даже церковное положение, исправление всегда возможно. При этом должно не просто сожалеть о содеянном, но и стараться максимально исправить тот вред, нанесенный неправильным поступком или решением.