Публикации

АПОСТОЛ ФИЛИПП ДИАКОН

Святого Филиппа следует отличать от другого Филиппа, одного из двенадцати учеников Господа, о котором, в частности, говорится в первой главе Евангелия от Иоанна. Филипп был одним из семи диаконов, о нем много говорится в Книге Деяний, упоминается он и в Апостольских Посланиях. В православном понимании Филипп был одним из Апостолов от семидесяти. Именно он крестил «слугу Царицы Эфиопской» - событие, от которого Эфиопская Церковь ведет свое происхождение. Память Филиппа, диакона и благовестника, совершается 24 (11) октября.

АПОСТОЛ ФИЛИПП ДИАКОН

Событие избрания и поставления семи диаконов описывается в книге Апостольских Деяний, глава 6, стихи с первого по шестой. Как бы продолжая символику числа семь этот рассказ о семи диаконах занимает ровно семь стихов. Целью их поставления была «забота о ежедневном раздаянии потребностей» (6,1), то есть, выражаясь современным языком, благотворительность и социальное служение.

Решение об избрании было принято самими Двенадцатью Апостолами (6,2). Критерии избрания были таковы: 1) Опытность; 2) Дар Святого Духа; 3) Мудрость. Говоря, что кандидаты на избрание должны быть «исполнены Святого Духа», Писание имеет в виду личную святость, а не объективное освящение, которое подается после через возложение рук при поставлении на священные степени в Церкви.

Слово «диакон» на греческом означает служитель. Отцы Церкви не были едины во мнении, было ли это диаконство началом того диаконство, как священной степени, которая впоследствии распространилась в Церкви, или же единственным и неповторимым поставлением, имевшим место только в Деяниях. Как бы то ни было, некоторые древние Церкви долгое время избирали лишь семь диаконов, из которых выбирался будущий епископ.

Имена избранных, согласно Книге Деяний, были таковы: 1. Стефан; 2. Филипп; 3. Прохор; 4. Никанор; 5. Тимон; 6. Пармен; 7. Николай. В этом списке первый Стефан, Филипп – второй и это очень значимо, поскольку воспроизводит традиционную апостольскую диаду благовестия: Иаков и Иоанн во время земной жизни Господа, Петр и Павел после Пятидесятницы. Диаконы были избраны Апостолами, среди которых был Филипп, один из Двенадцати. Получается, что, по воле Духа Святого, он избрал своего тезку.

Стефану было суждено стать прототипом христианской святости мученика-проповедника. Филипп стал образцом семейного благовестника. «На другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию, и, войдя дом Филиппа, благовестника, одного из семи диаконов, остались у него. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие», - пишет Лука в Деяниях (Деяния 21, 8–9). Это было окончание третьего миссионерского путешествия Павла, который тогда направлялся в Иерусалим.

Именно в доме Филиппа христианский пророк, именем Агав, пророчествовал что Дух Святой предрекает, что в Иерусалиме Павел будет связан иудеями и предан в руки язычников (Деяния 21,21). Предание сохранило имена дочерей Филиппа: Ермиона, Каритина, Ираида и Евтихиана. Они также упоминаются, как святые, в богослужебном календаре. В день памяти благовестника обладательницы этих имен имеют возможность вспомнить, в честь кого они названы и, вместе с Церковью, почтить их память.

По древнему церковному преданию, дни свои, подобно древним библейским праведникам, святой Филипп закончил мирно. По свидетельству Иеронима, в Кесарии Палестинской сохранялся, как место паломничества, «Дом Филиппа» с окошками для каждой из его дочерей дев. Другое предание говорит, что он также был епископом города Траллы, ныне Айдын в Турции, где спустя четыре столетия родился знаменитый Анфимий из Тралл (474–558), великий математик и архитектор, совместно с Исидором Милетским построивший Собор Святой Софии в Константинополе. Будучи уроженцем столь древней церковной митрополии, очевидно, что он также почитал святого Филиппа и вдохновлялся его образом.