Греческое имя Памфил переводится как «всеми любимый». От него произошла распространённая русская фамилия Панфилов, и, как следствие, двадцать восемь гвардейцев панфиловской дивизии, героически погибших, сражаясь с нацистами в первые месяцы Великой Отечественной Войны в битве за Москву. Мученики Сопротивления носили имя мучеников веры, не зная об этом. Светские вещи имеют богословскую тектонику, а святые и их имена гораздо ближе к нам, чем мы думаем. Святой Памфил был священником в Кесарии Палестинской. Он посвятил всю свою жизнь переводу, сохранению и редактированию библейских текстов. В конце 307 или начале 308 года он был арестован язычниками, подвергнут пыткам и заключён в тюрьму. 16 февраля 310 года он был казнён. Память Памфила празднуется вместе с другими одиннадцатью мучениками, создавая тем самым символическое сходство с двенадцатью апостолами, или Христом с одиннадцатью учениками перед Крестным Страданием. Когда первоначальный храм Святой Софии был расширен императором Констанцием II около 340 года, мощи Памфила и его учеников были перенесены в Константинополь и положены в базилике.
МУЧЕНИК ПАМФИЛ
о. Августин Соколовски
В народном благочестии существует предание о том, что однажды Николай Чудотворец и Иоанн Кассиан Римский, святые, которых исторически не связывало ничего общего, кроме того, что у них не было ничего общего, оказались вместе. Когда крестьянин попросил подтолкнуть застрявшую в грязи телегу, Иоанн отказался, чтобы не испачкать свои настоятельские одежды, но Николай помог. Именно поэтому, как говорят, память Николая в русской традиции празднуется трижды, а во всем вселенском Православии – каждый четверг вместе с Апостолами, тогда как память Кассиана празднуется лишь раз в четыре года, 29 февраля, то есть только в високосный год. Богословие добавляет к этому свою горькую иронию, утверждая, что Иоанн Кассиан слишком ревностно критиковал святого Августина за его учение о благодати и предопределении, поэтому и стал таким «високосным святым».
Календарная реформа папы Григория XIII в 1582 году и отказ Русской, Грузинской, Сербской и других Церквей перейти на новый календарь привели к тому, что эта легенда сама собой была опровергнута. Дело в том, что календари сдвинулись. Теперь 16 февраля, то есть 29 февраля, если этот год високосный, приходится на день памяти великого подвижника веры Древней Церкви, мученика Памфила.
Однако при желании, сторонники «календарного смирения» святых могли бы найти изящный аргумент и в данном случае. Ведь Памфил считал себя учеником Оригена и продолжал его дело; тогда как Евсевий Кесарийский не только считал себя учеником Памфила, но и в память о нём взял его имя, став «Евсевием Памфилом». Всё было бы хорошо, если бы сам Евсевий не был на стороне ариан-еретиков и к тому же боготворил императора Константина, считая его мессианской фигурой. Святой Августин, как здесь не вспомнить Иоанна Кассиана, не мог принять такого отношения к этому императору. Константину он предпочитал Феодосия Великого. Оригена же на Востоке многие считали еретиком. Означает ли это, что, поскольку день его памяти приходится на 29 февраля, Памфил, как и до него Кассиан, также стал святым, «наказанным календарем»? Конечно, это не так. Согласно Уставу, если год високосный, день памяти святых с 29 февраля просто переносится на 1 марта. Но благодаря именно такому преданию легко запомнить святого Иоанна Кассиана и мученика Памфила, чтобы достойно праздновать в их честь. Это нежданный Божий промысел, помогающий хранить память о святых.