Публикации

АНТИПАСХА

Августин Соколовски

На восьмой день после Пасхи Церковь празднует событие Уверения Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Господь Иисус явился ученикам, среди которых был Фома. Прежде он не поверил сказанному Апостолами о Воскресении Христовом, а потому пребывал в неведении ожидания.

Господь Иисус преподал Апостолам мир. Затем обратился к Фоме со словами: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20,27). В ответ Фома исповедал: «Господь мой и Бог мой!».

Это первое апостольское исповедание веры чрезвычайно важно. Самим моментом своего появления оно указывает на основу основ христианства. Вера – абсолютный и неподотчетный Дар Бога. Она рождается в сердце через соприкосновение с Плотью Христовой.

В V–VI веках Церковь на Востоке сотрясали христологические споры. В итоге, ровно за тысячу лет до разделения Западного Христианства на католичество и протестантство, Восточная Церковь разделилась на две равновеликие и противостоящие друг другу части с центрами в Александрии и Константинополе. Последняя сохранила для себя наименование «Православной», а Александрийская стала именоваться «коптской». Общение между ними никогда не было восстановлено. Споры шли о человечестве Иисуса Христе, на деле, напрямую затрагивали саму суть Его Вознесения.

Тогда же епископ и богослов Юлиан Галикарнасский (+518) предложил казавшееся многим компромиссным решение. Согласно Юлиану, Господь Иисус был подлинным Богом и подлинным Человеком. Однако, по Вознесении, человечество Христово упразднилось, будучи всецело пронизано божеством.

В противостоянии Юлиану враждовавшие половины восточного христианского мира как бы на мгновение смогли объединиться в данном моменте богословия. Они отстояли истину о том, что, полнота человечества Христова пребывает по Вознесении. Это означает, что благодаря Вознесению Господа Иисуса, у Бога … бьется человеческое сердце.