Публикации

Патриарх Адриан

Августин Соколовски

В 1690 году, Патриархом Московским и всея Руси был избран Митрополит Казанский Адриан. Избрание, по нашему календарю, произошло 3 сентября. Выдающийся иерарх прошлого столетия, Митрополит Антоний Храповицкий (1836–1936), почитал Адриана во святых. В своих трудах по восстановлению патриаршества Антоний молитвенно уповал на ходатайство Адриана пред Богом.

Тогда, в самом начале XX века, сама мысль, что патриаршество в Русской Церкви весьма вскоре будет восстановлено, казалась невозможной. Митрополит Антоний верил, что, если это произойдет, то подлинно будет чудом Божьим. Удивительно, но без ревностных трудов и проповедей Антония, восстановления патриаршества, быть может и не произошло б. Так, судьбами Божьими, Патриарх Адриан в Духе Святом сделался причастным нашей новейшей церковной истории.

Адриан был последним патриархом первого патриаршего периода истории Русской Церкви. Его титул: «Московский и всей России, и всех Северных Стран Патриарх». На приходах Русской Церкви в Скандинавии он используется и по сей день. Очевидно, что актуальность свою этот древний титул ни в чем не утратил.

Адриан отошел ко Господу в 1700 году. Духа он был монашеского, оставил после себя ряд назидательных творений, а также небольшую переписку с Петром I. По воле Царя преемник Адриану избран не был. Русская Церковь вступила тогда в Синодальный Период. Более чем два столетия она управлялась коллегиально. Во главе ее формально стоял сам Государь.

При воспоминании последнего патриарха Адриана для нас очень важно благодарить Бога за патриаршество в нашей Церкви, и, конечно же, понимать происхождение и суть самого патриаршего служения. Чтобы благодарить Бога за то, что патриаршество в нашей Церкви на Поместном Соборе 1917–18 годов было возрождено.

Итак, первоначально предстоятели высшие иерархи Поместных Церквей носили титул архиепископов, или просто епископов.

Таковым, например был предстоятель великой Древней Православной Карфагенской Церкви мученик Киприан (+258):

- Ты, Киприан, епископ христиан? Ты будешь усечен мечом, —сказал правитель.

- Слава Богу! - таковы были последние слова Киприана Карфагенского.

Римская Империя на рубеже IV–V веков насчитывала около 50 миллионов жителей, В Православной Церкви было около двух тысяч епископов.

Иудеи, которые не приняли Господа Иисуса, продолжали соблюдать Закон Моисея и ожидать политического освободителя – мессию. Формальным же главой этого народа, а точнее тем, с кем Римские Власти предпочитали говорить в случае споров, конфликтов и недоумений, был иудейский патриарх, также именовавшийся Наси. Так было вплоть до 415–426 годов, когда ставшая христианской Римская Империя положила конец этому Институту.

Святитель Кирилл Иерусалимский (315–387) был первым иерархом, который принял титул патриарха – главы Поместной Церкви, предстоятеля именно христиан православных. Епархия Града Иерусалима тогда подчинялась архиепископу Кесарии Палестинской.

Такое особенное наименование иерусалимского епископа патриархом, благодаря святителю Кириллу, не только весьма утвердило авторитет этого иерарха, но в будущем, спустя примерно столетие, весьма способствовало признанию Иерусалима, на Четвертом Вселенской Соборе в Халкидоне в 451 году в качестве Поместной Церкви и Патриархата.

Однако, главное, Великий Отец Церкви, автор знаменитых «Огласительных Поучений», пророчески свидетельствовал о том, что подлинный Народ Божий – это Церковь, Новый Израиль, Православные Христиане. Патриарх же – Отец Верующих, Ходатай, Молитвенник, Защитник Верных от сильных мира сего. Вдохновляясь этим примером, патриархами стали именоваться предстоятели и других важнейших поместных Православных Церквей.