Августин Соколовски
8 мая Церковь празднует память Апостола и Евангелиста Марка. Марк не входил в число Двенадцати Апостолов. Согласно Преданию, он был Апостолом от Семидесяти. В своем Соборном Послании Петр именует Марка своим духовным сыном (1 Пет.5,13).
Число 70 по отношению к Апостолам было библейски чрезвычайно важным. Как на свой прообраз, оно напрямую указывало на семьдесят старейшин Израиля, которых, по повелению Бога, избрал себе в помощь Моисей (Числа 11,26).
По отношению же к четырём Евангелистам, двое из которых, помимо Марка, Апостолом от 70-ти был Лука, их принадлежность к, говоря современным языком, опосредованному апостольскому лику, напоминала первым христианам из иудеев и язычников о переводе Библии на греческий язык семидесяти толковников, толмачей, толкователей, то есть тех, кто по воле Египетского Царя Птолемея , начиная с III века до Нашей Эры был осуществлён этот великий перевод.
Церковь верила, что Септуагинта, так назывался перевод по-гречески, была богодухновенной. То есть, подобно самому оригинальному тексту Писания на еврейском, и перевод свящённых книг был движим Духом Святым.
Одновременно, богодухновенность библейского перевода на греческий, сделанного до Рождество Христова, придавало легитимность тому факту, что, в отличие от ветхозаветных, новозаветные Писания были первоначально написаны на греческом.
Важно отметить, что в понимании перво-христианской общины, богодухновенность, прежде всего, означала историчность, то есть соответствие истории. Истории Одного Живущего - имя Которому Иисус Христос.
Марк не был из числа Двенадцати Апостолов. Однако, значение его имени в зарождении первых христианских общин колоссально. Согласно Преданию, Марк проповедовал в Палестине, участвовал в путешествиях Павла, успел побывать в Риме, где помогал Петру, и, наконец, основал Церковь Александрии. В египетской Столице он где завершил свою жизнь в мученическом свидетельстве в 60-е годы первого столетия.
Об Апостоле Марке можно сказать весьма многое. Евангелие от Марка, апостольские труды, почитание в Древней Церкви, и многое другое. Удивительно, но имя Евангелиста теснейшим образом связано с вопросом первенства в Древней Церкви.
Дело в том, что в первые века христианства православию пришлось вести тяжелейшую полемику с гностицизмом. Гностики ложно учили, что истинное учение передается от Бога путем знания и не нуждается в церковном посредничестве.
Учителя Церкви того времени противопоставили этому учение о том, что истина сохраняется в апостольских Церквях. То есть Церквях, основанных самими Апостолами.
Марк - Апостол и ученик Петра основал Церковь в Александрии. Именно поэтому она была первенствующей на всем Православном Востоке вплоть до 451 года, когда Четвертый Вселенский Собор передал это первенство Константинополю. Новой столице Империи, основанной Императором Константином в 330 году.
Из пяти сложившихся к тому времени Патриархатов три были ‘петринскими’. Церкви в Антиохии, городе, где ‘ученики впервые стали называться христианами’’ (Деян. 11,26), Александрии (ученик Петра Марк!), и Риме были основаны Петром. Два других Патриархата, Константинополь и Иерусалим, основал и возродил, как в случае Святого Города, Император Константин. Такое первенство Патриархатов именовалось ‘политическим’, или ‘Константиновским’.
‘Надлежит различиям быть у вас’, - писал Апостол Павел (1 Фес.5,14). Однако, спустя века, различие, по воле человеческой, обернулось противостоянием. От общения Церквей вначале, в VI веке, в 536 и 529 годах соответственно, бесповоротно отделились … почти полностью, египетская, не греческая Александрия, и, ровно наполовину, сирийская Антиохия. Затем, спустя многие столетия, Константинополь и Рим также прервали взаимное евхаристическое общение.
Но каждый год, 8 мая, до всех разделений и после того, как они произошли, Церкви, следующие юлианскому календарю по всей Вселенной, праздновали и будут праздновать в этот день память Марка - великого ученика и подлинного во Христе сына Апостола Петра.