Публикации

ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Августин Соколовский
9 марта Церковь празднует память Первого и Второго Обретения Главы Иоанна Предтечи. В юлианском календаре этому дню соответствует 24 февраля.
Поэтому, когда год високосный, то есть, раз в четыре года, этот день памяти Иоанна Крестителя в григорианском календаре перемещается на 8 марта. В этом есть особая, нуждающаяся во внимании семантика. Поскольку, согласно Евангелию, Креститель пал жертвой мужского безрассудства Ирода и женского коварства Иродиады (ср.Мк.6;14-29).
Именно Иоанн указал приходившему к нему народу на Иисуса-Мессию. Иоанн крестил явившегося миру Христа Господа: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане», - говорится в самом начале Евангелия от Марка (Мк.1,9).
Господь Иисус в Евангелии называет Иоанна «большим из всех рожденных женами». «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Иоанн — последний из ветхозаветных пророков. В нем ветхозаветное Откровение завершается, а новозаветное Благовестие обретает начало (ср.Лк.16,16).
Иоанн был обезглавлен Иродом. «Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых», - признавал он в суеверном беспокойстве свое злодеяние (Мк. 6:16).
Чрезвычайно важно понимать, что эта, с человеческой точки зрения, позорная и нелепая смерть стала прообразом Распятия Господня. Иоанн был пророком. Пророкам в библейском откровении было даровано не только словами, но и делами и жестами, указывать на то, чему должно произойти.
Иоанн был обезглавлен на пиру у Ирода. В такой смерти величайшее из пророков было несомненное предуказание на позорнейшую смерть Господа Иисуса на Кресте. Это было единственное, и, одновременное, величайшее из пророчеств, которое Иоанну было дано совершить.
Жизнь Иоанна с момента его зачатия до гибели от рук Ирода является частью домостроительства. Под домостроительством богословие Церкви понимает божественную икономию спасения. Важно помнить, что это греческое слово, обозначающее божественное искусство управления миром в контексте замысла спасения в оригинале тождественно экономии, или лучше, экономике. Это красноречивый пример того, как не теологические факторы в современном мире могут обладать теологической причинностью.
Поскольку жизнь Иоанна – часть домостроительства, Церковь, в отличие от воспоминаний святых, празднует не только день рождения Иоанна, то есть день Его убиения, мученической кончины, но также празднует его рождество и зачатие. В этом же контексте следует воспринимать и празднование в честь обретения Честной Главы. Важно понимать, что этот день – не просто торжество в честь явления великой святыни. Ведь в контексте священной истории и домостроительства спасения, между Крестом Спасителя и Главой Иоанна просматривается особенная таинственная, историческая и теологическая, связь.
Так, после Распятия Иисуса Крест Господень вначале был сокрыт, но затем обретен царицей Еленой в 326 году. Почти одновременно с этим событием Константин Великий вернул городу его имя. Затем, спустя три столетия, в ходе римско-персидской войны, Иерусалим был взят, а Крест захвачен персами. В 629 году Царь Ираклий вернул его во Святой Град.
В правление Константина в Иерусалиме была обретена Глава Крестителя. Она была найдена паломниками ко Гробу Господню, что семантически связывает само это событие с решением Константина восстановить Иерусалим, как библейский Град. Однако, вскоре, согласно Преданию, святыня оказалась в руках еретиков-ариан. Последние отрицали божество Христово. Однако, вопреки человеческому заблуждению, от Главы Иоанна стали происходить исцеления и чудеса. Но вскоре Господь святыню сокрыл.
В 451 году IV Вселенский Собор в Халкидоне принял вероучительное постановление, в котором подлинно и православно раскрывалось учение о подлинной божественной и человеческой природе Господа Иисуса Христа. Спустя всего год после этого Торжества Православия, в правление благочестивого Императора Маркиана и супруги его, святой Пульхерии, Глава Иоанна была вновь обретена. Святыня была перенесена в Константинополь. Примечательно, что, подобно двум Воздвижениям Креста Господня, Первое и Второе Обретение Глава Иоанна также литургически объединены и празднуются одновременно, как единое торжество Церкви.
Очевидно, что Обретение Главы Иоанна на протяжении истории Церкви следует понимать не по аналогии с обретением мощей великих святых, но как знамение торжества христианской веры в Империи и в Истории Вселенной, а сам праздник — по аналогии с Воздвижением Креста Господня.