Публикации

Попразднство Вознесения

Августин Соколовски

На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Само это празднование, как это и подобает важнейшим богослужебным торжествам в честь Господа Иисуса, называемым дванадесятыми праздниками, продолжается восемь дней. Таким образом, начинаясь в четверг шестой послепасхальной седмицы, Празднование Вознесения длится до пятницы седьмой седмицы включительно. Во всех этих временных сочетаниях и совпадении чисел соблюдается особенная библейская символика. 

Подобно Благовещению, Рождеству, Крещению и Пятидесятнице, и, в отличие от Сретения или Воздвижения, Вознесение – не просто воспоминание определенного чрезвычайно важного события в истории спасения. Оно догматическое торжество. Ведь вера в телесное вознесение Господа Иисуса является Догматом Церкви, одной из непререкаемых основ вероучения. 

«Верую во Единого Господа Иисуса … Взошедшего на Небеса и Сидящего одесную Отца», - говорится в Символе Веры. В свою очередь, евхаристическая молитва Церкви перед самым преложением Святых Даров в Тело и Кровь Христовы говорит  о воспоминании спасительной заповеди, и всего, о нас бывшего, Креста, погребения, тридневного Воскресения, на Небеса Восхождения, одесную сидения, второго и славного вновь Пришествия“. Это означает, что Догмат Вознесения является ключевым вероучительным топосом, то есть истоком гравитации жизни, веры и практики Церкви, ничуть не меньшим и не менее важным, чем Воплощение, Воскресение и Второе Пришествие.

Согласно Деяниям Апостолов, „Господь явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божии“ (Деян.1;3). На сороковой день, „Он собрал их“ (4), повелел не отлучаться от Иерусалима и ожидать „Крещения Духом Святым“ (5). „Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их“ (9). 

Ключевым для рассказа о Вознесении в книге Апостольских Деяний является не только тот факт, что Господь вознесся на Небо именно в сороковой день, но и слова о Его предстоящем Возвращении во Втором Пришествии. „Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на Небо“ (Деян.11,12). 
Община, стоявшая у истоков Книги Деяний, объединила Вознесение и Пришествие –– в одно Единое Событие. Для Апостолов было чрезвычайно важно, чтобы последующая Церковь не только не отделяла Парусию, то есть Второе Пришествие, от Вознесения, но и понимала Второе Пришествие Господа Иисуса, как одну из составляющих Его Вознесения.

Важно понимать, что Вознесение, то есть, Восхождение Господа Иисуса на Небеса, было для Апостольского Круга абсолютно спонтанным, неожиданным, не поддающимся никакому предварительному расчету, Суверенным Событием. Воскресший Иисус собрал Общину и восшел на Небеса. Вознесение – не просто пункт, момент, точка, период и срок во времени и пространстве, но Животворящая Истина, определяющая собой полноценность бытия Церкви, как Тела Господа Иисуса. 

Вознесение — это окончательное и бесповоротное доказательство того, что Воскресение Иисуса - не возвращение, но подлинное преодоление смерти и небытия. В свою очередь, Воскресение и Вознесение вместе являются „окончательным взаимопроникновением природы человека и природы Бога“, где, по слову одного из современных нам богословов, „прорываются границы биологического и создается новое пространство существования“. Именно поэтому, Церковь видит в Вознесении Господа Иисуса основание собственной неотмирности и принадлежности будущему веку здесь и сейчас. 

Одновременно, Вознесение обладает колоссальным антропологическим значением. Ведь Господь Иисус навсегда остается подлинным Богом и подлинным Человеком. Божество и человечество соединены в Нем неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Потому по Вознесении, будучи всецело пронизано божеством, человечество Христово не упразднилось. Вознесение же – это истина о том, что, в Господе Иисусе у Бога бьётся человеческое сердце.