Публикации

Святой Василий Великий

Августин Соколовски 

Сегодня Церковь чтит память святителя Василия Великого. Святой прожил всего 49 лет, и отошёл ко Господу в 379 году. 

Два года он не дожил до II Вселенского Собора, который был плодом всех его трудов. 

Заслуги Василия перед Церковью огромны. Вслед за Александрийским Архиепископом Дионисием, Василий стал вторым святым, вошедшим в историю с именем ‘Великий’.

На протяжении почти десяти лет он был архиепископом своего родного города - Кесарии Каппадокийской. Область в центральной части Малой Азии Каппадокия всегда обладала огромной территорией. Хотя система Поместных Церквей постепенно возникла в Православии после падения Константинополя, а Древняя Церковь, с важнейшими кафедрами существовала, скорее по принципу сообщающихся сосудов, можно сказать, что, по сути, Василий был главой целой поместной церкви в Каппадокии. Об этом говорит уже сам титул архиепископа. В древности на Востоке он означал предстоятеля Церкви. 

Сама Кесария обладала тогда почти полумиллионным населением. Под юрисдикцией Василия находилось около пятидесяти епископов. Он мог рукополагать их, но не мог менять их кафедру. Ибо этого не позволяли, как, впрочем и не позволяют древние каноны. 

В этот момент Императором был Валент (364-378). Открытый еретик-арианин. 

Подобно другим арианам, он отрицал божественность Иисуса Христа. Считал, что Господь - сотворён, то есть, попросту придуман Богом в качестве посредника между Им Самим и людьми. 

Отягчающим обстоятельством было то, что Императоры того времени, начиная с сына Константина Великого, Констанция (337-361) видели в придуманной арианами абсолютной монархии Бога Отца обоснование своей произвольной и безраздельной власти. 

Епископат Восточной Церкви в страхе перед властями, из корыстных побуждений, или же просто по невежеству был на стороне еретиков. Лишь некоторые из ариан были сильны интеллектуально и пытались опровергнуть православных при помощи Философии и Писания. Это было самым опасным.

В то время философия была, своего рода, социальной сетью современности. Ей доверяли все. Важно понимать, что это влияние было настолько мощным, что даже теперь, в 21 веке, православные монахи, впрочем, не зная того, носят длинные бороды, ибо так, в античную эпоху имели обыкновение делать … философы. 

Император Валент угрожал Василию изгнанием и смертью. Но святой не уступил. Тогда Валент разделил Провинцию Каппадокию на две части, чтобы раздробить архиепископию Василия. 

В ответ Василий стал рукополагать в епископы православных по убеждению, мощных интеллектуально и безупречных в святости христиан. Иначе было нельзя, иначе бы тьма восторжествовала. 

Так Василий рукоположил во архиереи своего друга Григория Богослова (329-390). Для этого он создал новую кафедру в Сасимах. Это было одно из местечек, где находилась пересыльная тюрьма. Григорий не хотел этого избрания и, прибыв на место служения, ужаснулся. Не совершив ни одного священнодействия, он вернулся назад. 

Впоследствии это рукоположение не дало ему возможности стать епископом Константинополя. В столице он служил, проповедовал и, в полемике с еретиками арианами, в итоге отстоял Православие. Но его оппоненты среди православных на II Вселенском Соборе посчитали, что он уже побывал епископом другой, Сасимской, кафедры. 

Общий духовник Василия и Григория, святитель Мелетий Антиохийский (+381) скончался во время самого Собора. В свою очередь, первенствовавшие тогда в Церкви Епископы Рима и Александрии настояли на том, чтобы Григорий ушёл на покой. Как показала последующая история, это нанесло Церкви колоссальный урон. 

Если бы Василий Кесарийский был на Соборе, то, несомненно, поддержал бы Григория. Но, пребывая уже во Общении Святых, он смотрел на происходившее из Обителей Небесного Отца (Ин.14,2). Здесь на земле святые часто одиноки.